Жареных в горах не находили!

Корреспондент «Смены» поднялся на самую высокую точку Европы

Сине-белый флаг нашей газеты развевается отныне над самой высокой точкой Европы - горой Эльбрус. Специальный корреспондент «Смены» Сергей Андреев сумел подняться на знаменитую гору и взглянуть на Северный Кавказ с огромной высоты. Подъем оказался невероятно тяжелым. Неслучайно на Эльбрусе ежегодно гибнут десятки человек.

Эйфория

В командировке на Северном Кавказе я оказался как участник конференции, проводимой Российским региональным экологическим центром. В числе прочего журналисты получили возможность отправиться на ледник Малый Азау, расположенный на склоне Эльбруса, а затем двинуться к его вершине.

Большую часть пути до тающего ледника мы преодолели на фуникулере и лишь несколько сотен метров прошли пешком - это была легкая разминка. Но большинство новоявленных скалолазов все равно почувствовало себя нехорошо: у кого-то от резкого перепада давления болела голова, кому-то явственно не хватало воздуха. Вскоре, однако, состояние людей радикально изменилось. Лично я  ощутил резкий прилив энергии. Появилось желание двигаться вперед, тем более что две вершины Эльбруса были видны как на ладони. Самая настоящая эйфория овладела и остальными участниками восхождения. Люди принялись прыгать на снегу, достаточно необычно смотревшемся в летний день, а потом фотографироваться на фоне горы с самыми разнообразными плакатами. Некоторые раздевались до пояса и загорали на снегу. После небольшого перерыва мы двинулись вверх.

Тонны мусора на склоне

На высоте трех с половиной тысяч метров в глаза, впрочем, бросалась не только потрясающая красота гор, но и... тонны мусора. Пустые бутылки, банки, самая разнообразная бумага, железки непонятного предназначения валялись повсюду. Где-то мусор был собран в кучи, но в большинстве случаев лежал россыпями.

- У меня сердце кровью обливается, когда вижу это безобразие, но поделать ничего нельзя, - сетует руководитель Учебно-научной базы географического факультета МГУ Наталья Володичева. - Мусор со склонов Эльбруса просто не вывозится. В год на самый верх поднимается несколько тысяч человек. К сожалению, убирать за собой способны единицы, а местные власти к этой проблеме безразличны. В 2001 и 2002 годах активисты культурного центра «Новый Акрополь» провели экологическую акцию. На склонах они собрали 35 тонн мусора. Спустить все это вниз самостоятельно молодые люди не смогли. Мешки с мусором сложили у станции «Старый кругозор». Ребята думали, что владельцы горно-лыжных курортов или администрация природного парка уберут мусор. Однако делать этого никто не стал. В итоге ветер и животные растрепали пакеты и отбросы снова оказались на склонах.

Местные жители, получающие баснословные доходы от туристов, увлекающихся альпинизмом, и спортсменов-горнолыжников, достаточно странно относятся к природе, которая кормит их в буквальном смысле этого слова. На южном склоне Эльбруса, к примеру, нет ни одного туалета для туристов. По словам Натальи Володичевой, поставить возле станций несколько пластиковых кабинок не составляет никакого труда. Сделать это неоднократно предлагали самые разные люди. 

- Они прямо так и сказали, что вывозить отбросы не будут. Дескать, это позорно для горца, - вспоминает Наталья Володичева. - Я долго объясняла им, какие доходы из этого можно извлечь, а потом предложила заключить договор со сторонней, принадлежащей, к примеру, русским компанией. Балкарцы отказались наотрез и сказали, что русских к своему бизнесу не подпустят никогда.

Замерзли все, кроме фотографа

Чем выше мы поднимались по склону, тем тяжелее становилось идти. Советы о том, что одеваться нужно как можно теплее, многие из нас поначалу воспринимали как издевательство. Ведь в тени у подножия Эльбруса градусник показывал плюс 36, а на солнце его и вовсе зашкаливало. По словам Натальи Андреевны, температура в Приэльбрусье падает на 0,6 градуса при подъеме на каждые 100 метров. Неспроста среди местных жителей популярна поговорка, мол, жареных в горах не находили никогда. Даже на небольшой высоте холод может убить самого крепкого человека.

- После подъема на три с небольшим тысячи метров человек и в самом деле ощущает прилив сил, - рассказывает Наталья
Володичева. - Далее и начинается самое страшное. Не рассчитывая собственных сил, альпинист рвется вперед. Тут-то его и ловит «горняжка». Именно так профессионалы называют горную болезнь. Перепад давления и недостаток кислорода вызывают сильнейшие головные боли, а потом человек просто теряет контроль над собой, начинает рваться вниз. Если такой альпинист собьется с дороги или, не дай бог, провалится в расщелину, он обречен. По словам местных спасателей, сейчас у них два десятка «долгов» на склонах Эльбруса. Именно столько человек пропало здесь за последнее время.

С 2002 года на Эльбрусе погибло почти пятьдесят человек самых разных национальностей. Многим покажется циничным, что специалисты относятся к этому как к нормальному явлению. Тот же профессор Георгий Тушинский неоднократно говорил, что по мере освоения территории число покойников возрастает. Чем больше людей в горы приходит, тем больше навсегда остается среди камней. Шанс расстаться с жизнью при этом есть как у альпинистов-любителей, так и у профессионалов с большим опытом. В прошлом году, к примеру, на Эльбрусе погибла группа из 12 человек. 10 из них при этом были военными альпинистами. Массовое восхождение было приурочено ко Дню Победы. К военным присоединились двое иностранцев и фотограф. К вершине они отправились в плохую погоду, переоценив собственные силы. Повернуть назад при этом решился лишь фотограф. Его камера просто перестала работать на морозе. Остальные продолжили восхождение. Сперва они потеряли ориентацию из-за горной болезни, а затем замерзли.

12 мертвых альпинистов спасатели нашли лишь несколько дней спустя.

Стреляли в лавину - убили людей

Не только погода, тяжелые условия и серьезные физические нагрузки убивают людей в горах. Неспроста некоторые скалы просто покрыты металлическими табличками с данными людей, погибших в этих местах. Как альпинисты, так и самые обычные люди запросто могут стать жертвами лавин. В зимнее время на Эльбрусе и окружающих его горах они сходят регулярно. Борьбой с лавинами занимается специальная группа Росгидромета. Именно ей принадлежат огромные орудия, стоящие у подножия Эльбруса. Летом возле пушек играют детишки, а зимой они стреляют почти каждый день. Уникальность ситуации состоит в том, что до недавнего времени стрелки не предупреждали никого о том, в какое время будут расстреливать лавины...

Чудовищный случай произошел 31 января 1993 года на учебно-научной базе МГУ. Один из деревянных домиков был попросту снесен 18-метровой лавиной. Жертвами пушечного выстрела стали четверо человек - трое студентов МГУ и иностранец.

- Ребята находились в домике на территории нашей базы, - рассказывает Наталья Володичева. - Накануне в самом деле был сильный снегопад, однако расстреливать горные вершины не было никакой необходимости. Лично я убеждена, что сотрудники Росгидромета проводили стрельбы лишь для того, чтобы получить премию по итогам месяца. Удар снежного потока по деревянному домику был страшным. Постройку сорвало с фундамента и сдвинуло на 8 метров в сторону. Четверо человек практически мгновенно погибли от травм, несовместимых с жизнью. Двух девушек, оставшихся в живых, спасателям удалось откопать через сутки. Для всех нас это стало самым настоящим шоком.

Уголовного дела по факту гибели четырех человек не возбуждалось. По мнению представителей власти, всех их убила лавина, а пушечный выстрел тут совершенно ни при чем. По словам Натальи Володичевой, человек, непосредственно стрелявший из пушки, страшно переживал случившееся:

- У него было пять собственных детей, так что, думаю, он понимал, что чувствовали родители погибших студентов. Дальше стрелять из пушки по лавинам он просто не смог. Довольно долго не работал вообще нигде, а потом подался в церковь в Терсколе. Судьба самым жестоким образом отомстила ему за тот выстрел. Несколько лет назад прямо в храме мужчину зарезали ваххабиты.

Флаг над Европой

...Вскоре мы ощутили все «прелести» горной болезни на себе. Идти становилось все тяжелее и тяжелее, а ноги все чаще проваливались в глубокий снег. К счастью, заранее оговоренные условия подъема не предполагали похода на самую вершину Эльбруса. Подобный поход с группой неподготовленных людей равносилен массовому самоубийству. Конечной точкой путешествия для нас стала стоянка «Приют-11», находящаяся на высоте 4200 метров над уровнем моря.

Такое название стоянка получила еще в 1909 году. Именно здесь ночевали альпинисты, прокладывавшие тропу к вершине по южному склону. Они же построили небольшую хижину, которая могла дать крышу над головой всем нуждающимся. В 1930-е годы на месте хижины появилось большое здание, рассчитанное на 40 человек. Гостей оно принимало до 16 августа 1998 года.

- Этот день стал черным в летописи Эльбруса, - вспоминает Наталья Володичева. - Здание, через которое прошли десятки тысяч альпинистов, сгорело дотла. Фактически его сжег турист из Венгрии. В своей комнате он растапливал примус. Из-за расплескавшегося бензина примус вспыхнул. Дабы потушить его, венгр схватил первую попавшуюся под руки канистру и, думая, что в ней вода, выплеснул содержимое на горящий примус. Емкость, однако, была наполнена бензином. Через несколько минут потушить пожар было уже невозможно.

Местные жители очень тяжело переживали уничтожение «Приюта-11». И простые люди, и альпинисты относились к нему как к настоящему храму. Здесь же мог бы открыться музей. Именно отсюда, кстати, 13 февраля 1943 года команда из шести военных альпинистов отправилась к вершине Эльбруса, дабы водрузить там знамя Страны Советов и сбросить вниз фашистский флаг. Кроме знамени альпинисты под командованием Николая Гусака умудрились затащить на вершину... большой бюст Ленина. Там, кстати, он находится и по сей день.

...Пройдя по пути военных альпинистов, я торжественно водрузил флаг «Смены» на огромной высоте. Под моими ногами раскинулась уникальная панорама: готовые декорации для съемок фильмов в духе «Властелина колец». Увидеть что-то подобное в другом месте просто невозможно. Через некоторое время мы отправились вниз. На сей раз спуск оказался  легче подъема, хотя двигались мы приблизительно с той же скоростью, что и при восхождении.

Горный верблюд Вася

Для того чтобы спуститься на поляну Азау, нам потребовалось несколько часов. С каждой сотней метров становилось все теплее, а местность менялась буквально на глазах. Вода от растаявшего снега собиралась в ручейки, которые неслись в долину. Именно здесь от маленьких горных речушек берет свое начало Терек. Новые удивительные открытия ждали на каждом шагу. Недалеко от станции «Старый кругозор» мы вышли к могиле Неизвестного солдата. Именно здесь, у маленького камня, установленного несколько лет назад, собираются местные жители 9 Мая.

- Останки солдат - как наших, так и немецких - в горах находят регулярно, - рассказывает Наталья Володичева. - Несколько лет назад изо льда был поднят советский самолет с экипажем из трех человек. В большинстве случаев из-за низкой температуры и останки, и документы прекрасно сохраняются. Так что установить личность павшего воина не составляет никакого труда. У солдата же, похороненного под этим камнем, ни документов, ни смертного медальона не было. Вот и ушел он в землю неизвестным.

...Спустившись еще на несколько сотен метров, мы увидели картину, которая заставила многих задуматься о состоянии собственного рассудка. Среди гигантских камней разгуливал самый настоящий... верблюд. Поначалу некоторые из нас приняли его за видение. В самом деле, откуда взяться кораблю пустыни на высоте две с половиной тысячи метров?! Верблюд, однако, оказался не галлюцинацией. На огромную высоту его затащил один из местных жителей. Получив экзотическое животное в подарок от астраханского приятеля, он не поленился привезти его в горы, дабы удивить соседей, пасущих коров и овец. По словам горца, верблюда он назвал Васей и в ближайшем будущем планирует катать на нем туристов. Знакомство с обитателями горных поселков, впрочем, было еще впереди. 

Сергей Андреев, Кабардино-Балкария - Санкт-Петербург

Фото автора

12.10.2015