Из «чёрной деревни» бегут люди

В Ленинградской области есть поселение, внушающее мистический страх соседям

В далёком пионерском детстве, отдыхая в летних лагерях, подростки очень любили рассказывать друг другу истории про то, как в «черном-черном городе» на «черной-черной улице» происходило что-нибудь страшное и потустороннее. Эти «байки из склепа» становились даже чем-то вроде молодежного фольклора. Верить-то в них, конечно, никто не верил, но для видимости боялись все. Со временем истории про черные города забылись. Как же были удивлены жители Лодейнопольского района Ленинградской области, когда буквально за пару недель у них под боком появилась настоящая «черная деревня»!

Петра Первого напугали рыбы

Нижняя Шоткуса (так называется поселение) не случайно стала пользоваться у жителей окрестных населенных пунктов дурной славой. Нет-нет, здесь не проживают маньяки или колдуны да шаманы. Просто абсолютно все здания деревни при постройке покрасили в мрачный черный цвет! Детские предания сразу обрели материальное воплощение. Местные жители решили: вот он, оплот колдовства и злобных сил. Масла в огонь подлили и ребятишки - они шепотом рассказывали друг другу о том, что якобы по ночам над крышами домов появляются зловеще-красные огни, слышатся вой и странные шорохи. Самое интересное, что они не так уж и далеки от истины, просто за огни и вой могли принять свет фар и шум проносящихся машин - мурманская трасса совсем недалеко.

А еще кто-то вспомнил, что триста лет назад здесь проезжал Петр Первый со свитой, направляясь на берега Свири, где царь планировал начать строить военные корабли. При переправе через речку Шоткусу один из спутников Петра заметил в воде гигантских рыб. Царь повелел изловить хотя бы одну для ознакомления. Группа людей пошла вниз по реке, но не вернулась. Через некоторое время их товарищи услышали только страшные, леденящие душу вопли, от которых даже у бесстрашного Петра волосы дыбом встали. Он приказал плюнуть на рыб и побыстрее отправиться подальше от опасного брода. Вроде как эта грустная история произошла на месте, где теперь стоит «черная деревня».

Косарь - Смерть?

Жители «злого» поселения соседей разубеждать не спешат. Более того, всячески потворствуют слухам. В этом году, например, один из «чернодеревенских» чуть ли не до смерти напугал двух пожилых женщин из соседнего села. В начале августа мужчина решил накосить немного травы для того, чтобы выстелить пол в сарае. Взяв косу, он отправился на ближайшее поле. Там его и застиг ливень. Но косарь оказался предусмотрительным - с собой кроме традиционного завтрака захватил и военную плащ-палатку.

Накинув капюшон, мужчина двинулся в сторону дома. Чтобы легче было нести косу, он положил ее на плечо.

В это время две жительницы соседнего села возвращались из утреннего похода за черникой и малиной. Увидев существо с косой (дяденька, надо сказать, оказался высок ростом и весьма плечист) да в капюшоне, они мигом вспомнили все слухи о «черной деревне» и, побросав полные ягод корзины, не разбирая дороги, с воплями бросились наутек.

После этого в окрестностях несколько дней только и было разговоров о том, что жители Нижней Шоткусы общаются с самой Смертью! Неудивительно, что в деревню забредают только по чистой случайности. Кстати, корреспондент «Смены» лично убедился, что все полторы деревенские улицы производят весьма угнетающее впечатление. Мрачные черные дома вызывают лишь одно желание - убраться подальше, а за те полчаса, что пришлось провести в этом месте, на улице не появилось ни одного человека!

Не в Европе, так в России!

На самом деле пустота и мрачность пейзажа объясняются отнюдь не происками темных сил. Просто в деревне постоянно живет всего с десяток семей. История появления на карте Нижней Шоткусы интересна сама по себе и без суеверий. Около десяти лет назад ее «отгрохали» по проекту одного датского архитектора, который прославился тем, что построил в центре Копенгагена страшное черное здание, и с тех пор является фигурой, которой в Европе никто не доверит проектировать даже собачью будку.

Но ушлый датчанин нашел способ подзаработать. Он обратился в Министерство обороны России и каким-то образом сумел убедить его руководство в своей незаменимости. Как это могло случиться, доподлинно неизвестно, можно лишь догадываться. Так или иначе, «любитель черного» создал проект, и в Ленинградской области появились черные, как ночь, дома. В них переселили бывших российских военных, которые служили в Германии.

По законам военного времени

Идея была, прямо скажем, сомнительная. Бывшие старшие офицеры (в деревню приехали военнослужащие в чине не ниже майора) оказались в совершенно непривычной обстановке. Мало того, что под рукой не оказалось ни одного рядового, старшины или хотя бы прапорщика, которыми можно покомандовать, так еще и пропитание себе в прямом смысле слова необходимо добывать.

С сельским хозяйством бывшие командиры, как оказалось, вовсе не дружили. В один год, например, весь урожай картошки, которую с превеликими трудностями высаживали вчерашние вояки, сожрали дикие кабаны. Не было картошки, зато мясом на всю зиму запаслись. Ко всему прочему выяснилось, что более-менее европейскими и удобными, даже несмотря на мрачный цвет, дома выглядят лишь снаружи. В качестве утеплителя тонких стен при строительстве использовали обыкновенную стекловату. Зимой такие домики приходится отапливать круглые сутки, иначе просто замерзнешь.

После нескольких лет неудачных попыток обустроиться на новом месте и зажить жизнью зажиточных крестьян многие бывшие вояки не выдержали и стали искать способ уехать в более крупные населенные пункты. Как оказалось, смекалки советским офицерам не занимать - большинство из них нашли возможность переехать в Лодейное Поле или даже в Петербург. Оставшиеся десять семей скорее всего в ближайшем будущем тоже ее покинут. Тогда, вероятно, опустевшая «черная деревня» обрастет еще большими слухами.

Егор Пчельников

Фото Дмитрия Лебедева и Замира Усманова

12.10.2015