Паровоз Ильича поставят на рельсы?

Уникальная машина может вновь отправиться в путь

Историки всего мира до сих пор спорят, под видом кого Владимир Ильич Ленин приехал в Петроград из Финляндии в судьбоносном октябре 1917-го. Основные версии две - вождь мирового пролетариата был загримирован под финского пастора или помощника машиниста. Но бесспорно одно: в Петроград Ильич прикатил по железной дороге. Знаменитый паровоз стоит «на консервации» уже больше 40 лет. Но вполне возможно, что вскоре это чудо техники вновь покатит по рельсам!

Американский тяжеловоз

«Ленинский» паровоз в буквальном смысле слова является уникальным. Дело в том, что таких паровозов в мире больше не осталось! Мало, кто знает, что до 1913 года железные дороги Великого княжества Финляндского имели к российским чисто номинальное отношение. Единственное, чем они были похожи, так это шириной колеи. В остальном же финнам давалось право самим решать, что и как будет кататься по их «железке». Горячие финские парни пользовались этим на полную катушку и заказывали технику в Европе, а то и вовсе за океаном - в США.

«Паровоз вождя» приехал как раз из Америки. Машина под номером 293 была изготовлена на одном из заводов Ричмонда. Партия состояла из 10 паровозов. Доподлинно известно, что 9 из них давно прекратили свое существование. И только наш раритет до сих пор жив и, как выясняется, даже готов продолжать свою нелегкую работу.

С 1913 по 1918 год паровоз номер 293 обслуживал участок железной дороги между Петроградом и Райволой. А после того как революция в России свершилась и большевики дали Финляндии долгожданную независимость, его стали использовать на пригородных маршрутах. Даже в 30 - 40-х годах прошлого века, несмотря на стремительную поступь технического прогресса, финны упорно продолжали доверять американскому гостю: с составом из 10 - 12 вагонов он развивал скорость около 80 километров в час.

В нашей стране он оказался во многом случайно. В 1957 году Финляндия решила продемонстрировать «добрую волю» и передала паровоз в подарок СССР (торжественная церемония передачи состоялась 13 июня в Хельсинки). Спустя четыре дня финские машинисты привели его на пограничную станцию Вайниккала. 20 июня состоялась торжественная встреча паровоза в Ленинграде.

После реставрации 4 ноября 1964 года локомотив занял свое место на вечной стоянке на Финляндском вокзале. Впрочем, этой «добровольной передачи» могло и не быть. Не так давно закончилась война, финны заплатили немалые репарации. И все равно должны были показывать свою лояльность к соседу-победителю. А что может быть лучшим подарком для строителей коммунизма, как не легендарный паровоз, на котором Ленин приехал делать революцию?

Вождь работал в перчатках

Путь Ленина в Петроград раньше не воспевал только ленивый. У художников, например, это был один из любимых сюжетов, наряду с речью вождя с броневика и его выступлениями в Смольном. Но вот единства по поводу того, что Ильич делал во время переезда, притворяясь помощником машиниста, не было уже тогда. Некоторые изображали Ленина задумчиво глядящим в топку паровоза и видящим там, вероятно, пожар мировой революции. Другие рисовали его бросающим в топку уголь. А между тем это чудовищное несоответствие! Машины на финских железных дорогах работали не на угле, а на дровах! И главным инструментом финского помощника машиниста была вовсе не лопата, а обыкновенные перчатки, чтобы не нахвататься заноз от поленьев. Так что вождь пролетариата уж никак не мог, не разгибая спины, шуровать лопатой.

- Во времена Советского Союза паровоз берегли как священную реликвию, - продолжает Сергей Погудин. - К очередному юбилею со дня рождения Ленина для него соорудили колпак. Эта мера была вынужденная - посмотреть на легендарную машину приезжали люди со всех концов страны. Ну и, понятное дело, люди хотели запечатлеть себя на память рядом с экспонатом, залезали на паровоз, трогали руками. А такого даже самая надежная и крепкая техника не любит.

Подарок есть подарок

С развалом Союза для приверженцев коммунистической идеи наступили черные времена. Отразилось это и на паровозе № 293, хотя он-то уж точно ни в чем не виноват. В середине 90-х годов, когда в России началось повальное увлечение воровством и продажей за копейки цветного металла, на него обратили взоры обитающие в районе вокзала бомжи. Как-то работники вокзала обнаружили, что в стеклянном саркофаге, укрывающем паровоз, зияет дыра, а с будки машиниста пропали все медные и латунные детали. В таком виде уникальный памятник техники простоял несколько лет. Только в начале нового века дыру в саркофаге залатали, а сам
паровоз подкрасили и привели в надлежащий вид.

- В 90-е годы в Финляндии часто звучали предложения выкупить у нас паровоз обратно, - говорит Сергей Погудин. - Точнее, даже не купить, а обменять на определенное количество продуктов и кое-каких товаров. Но это были инициативы частных лиц. Финское правительство заняло правильную позицию и дало понять: подарок есть подарок.

Дальнейшая судьба паровоза определится в ближайшее время. Либо он снова выйдет на дорогу, либо (в том случае, если для больших экспонатов музея ОЖД выделят крытое помещение) переедет из саркофага на Финляндском вокзале в более подобающее место.

Во всяком случае, все технические возможности для того, чтобы снова покатиться по железной дороге, у ленинского паровоза есть. У интуристов такие поездки, без сомнения, вызовут огромный интерес!

- Для нас, музейщиков, подобные действия были бы нежелательны, - считает заместитель директора музея Октябрьской железной дороги Сергей Погудин. - Но технически эта идея осуществима. Дело в том, что в 1964 году, когда финская сторона передала этот паровоз СССР, он пришел сюда своим ходом. Его сразу же поставили на постамент. Говорят, что тогда якобы залили маслом котел, но это все байки. После небольшого ремонта паровоз снова может выйти на линию.

Никита Рубцов

Фото Кирилла Кудрявцева, Замира Усманова

12.10.2015