Старинные часы ещё идут!

Корреспондент «Смены» поднялась на башню Менделеева, чтобы увидеть ход Времени

Санкт-Петербург - уникальный город: с одной стороны, динамично развивающийся суперсовременный мегаполис, с другой - средоточие старинных редкостей. Что такое три сотни лет? Для Истории - ничтожный срок. В нашем городе есть места, где можно наглядно увидеть ход Времени. В одном из них побывала наш корреспондент.

Три циферблата под одной крышей

Почти в самом центре города, рядом с Технологическим университетом, в тени деревьев прячется старинное здание с часовой башней. Высоко, под самой полукруглой крышей, на этой башне находятся три огромных циферблата. Один из них необычный: на нем не двенадцать привычных цифр, а двадцать четыре - по количеству часов в сутках. Люди ходят мимо и гадают: что же таится там, внутри? Ведь испокон веков часовые башни овеяны романтической дымкой легенд. Кто-то ищет в них призраков, кому-то хочется увидеть под куполом лабораторию ученого, ищущего рецепт философского камня.

Вторая версия чуть ближе к истине: здание с башней действительно занимают ученые. Однако романтика им чужда. Уже более ста лет башня является доминантой архитектурного комплекса, в котором расположено старейшее государственное научное учреждение: Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Дмитрия Ивановича Менделеева. Так в наши дни называется Главная палата мер и весов, основанная ученым. Здесь создаются и хранятся самые точные меры - эталоны. Сотрудники НИИ бережно хранят наследие Д. И. Менделеева, основоположника научной метрологии. Ученый пристально смотрит на посетителей с портрета в своем служебном кабинете, который сохранился в историческом виде, - в институте уже много лет работает музей. Экспонатов в нем много: предметы интерьера, различные измерительные приборы. И конечно же, часы - ведь именно в стенах Палаты мер и весов Менделеев впервые измерил секунду.

Город спасала «Ольга»

Все часы в НИИ метрологии связаны в единый механизм. Это не просто набор различных приборов для измерения времени, а целая слаженная электромеханическая система, внедренная еще Менделеевым. Во главе этой системы стоят образцовые часы, на которые «ориентируются» все остальные, в первую очередь башенные.

Образцовые часы находятся в специальном помещении. Для того чтобы перевести время на зимнее или летнее, вовсе не обязательно взбираться на башню. Перевод времени на башенных часах осуществляется так: механизм останавливают на сутки, а на следующий день запускают систему уже по «новому» времени и стрелки опять начинают свой привычный ход.

Да, двое суток в году часы на башне Менделеева стоят. В остальные же дни они идут исправно. Так продолжается уже больше ста лет. Башенные часы ВНИИМ не останавливались даже в блокаду и были символом жизни для жителей Ленинграда.

В осажденном городе было два символа жизни под одним именем: радиопередатчик оказался тезкой «блокадной музы» - Ольги Берггольц.

- Во время войны в нашем институте работало 12 лабораторий, в том числе лаборатория времени. Ее работа не прекращалась даже зимой 1941 - 1942 года, так как разрешено было использовать часть электроэнергии, предназначенной для радиопередатчика «Ольга», который был установлен во ВНИИМ и осуществлял связь города с Большой землей, - рассказывает заведующая Метрологическим музеем Елена Гинак.

В сердце старинной башни

Мы поднимаемся по узенькой винтовой лестнице часовой башни. На пути - слуховое окно. Если высунуться из него наружу, то можно разглядеть над собой кусочек круга циферблата. Какой же он все-таки большой, этот круг, - больше пяти метров в диаметре. Если стоять на балюстраде, то до нижней цифры - шестерки - не дотянешься. Из окна открывается потрясающий вид на город, в частности на Московский проспект.

Лестница заводит нас на чердак. Минуя остатки фундамента водомерной лаборатории Менделеева, мы подходим к маленькой двери, из-за которой доносятся стук и щелчки. Мы слышим работу механизма часов. Именно здесь, в маленькой комнате, располагается сердце башни - часовой механизм, которому уже больше ста лет.

Он заключен в стеклянный шкаф высотой в человеческий рост. За прозрачной стенкой - многочисленные шестеренки. Каждую минуту здесь происходит движение - бесконечное вращение. Работа часов похожа на жизнедеятельность сложного организма - смотрится впечатляюще.

Первоначально ход часов обеспечивался так: в шахту опускалась огромная гиря - ведро, наполненное свинцовыми гирьками, «чушками». Количество «чушек» было строго регламентировано: стоило убрать хотя бы одну, как менялись общий вес, период колебания маятника, а значит, и точность хода часов. В 1960-е годы маятник встал навеки - часы были переведены на электрический привод через редуктор.

Поднимаемся выше по винтовой лестнице. Здесь находится механизм крепления стрелок башенных часов. У каждого циферблата своя опорная ось. У каждой стрелки - свой противовес. Здесь тоже есть шестерни - огромные, трущиеся друг о друга колеса, словно мельничные жернова, перетирающие Время. Глядя на это мерное, неуклонное движение, ощущаешь себя песчинкой перед лицом Вечности.

Подарок из-под арки

Невероятно, но факт: в Институте метрологии получили свою вторую жизнь часы из-под арки Главного штаба! Да, это именно они! Их можно увидеть на стене одной из комнат музея. Как же они оказались тут?

В 2001 году произошла остановка часов под аркой Главного штаба. Во время реставрации арки был поврежден кабель и разбито стекло на одном из циферблатов. К 300-летию Санкт-Петербурга Швейцарская Конфедерация сделала официальный подарок нашему городу - «100 часов для Санкт-Петербурга». Представители швейцарской фирмы Moser-Baer AG совместно с ООО «Матис» выполнили работы по реконструкции и восстановлению исторических часов. Их оснастили новым швейцарским механизмом с радиокоррекцией и датчиком положения стрелок. Управление стрелками часов осуществляется через спутник связи. Такая система передачи точного времени успешно применяется во многих европейских городах. Дизайн часов остался прежним, с сохранением надписи на циферблате «Главная палата мер и весов. Точное время». Открытие обновленных часов состоялось в июле 2003 года в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга. А старый механизм, стрелки и циферблаты, исправно служившие много лет, были переданы в Метрологический музей ВНИИМ имени Менделеева. Сотрудник института Михаил Дмитриевич Михайлов, который занимается обслуживанием всей часовой системы ВНИИМ, выполнил уникальную работу - соединил детали часов и запустил механизм. Сигналы точного времени поступают теперь от первичных кварцевых часов, расположенных рядом.

Михаил Дмитриевич Михайлов - один из многих сотрудников института, действительно увлеченных своим делом. Он, конечно же, обеспокоен тем, что историческая башня далеко не в идеальном состоянии: циферблаты часов обшарпаны, балюстрада нуждается в ремонте, а с башни осыпается штукатурка.

Впрочем, уже подписан Указ президента о праздновании  175-летия Д. И. Менделеева, которое будет отмечаться в 2009 году. Возможно, 2009 год будет объявлен ЮНЕСКО Годом Менделеева. Создается правительственная комиссия, идет подготовка к юбилею. Есть надежда, что дойдет дело и до здания с башней, построенного по инициативе основателя Главной палаты мер и весов Д. И. Менделеева.

Дарья Васильева

Фото автора

12.10.2015