Кержаков забрал документы из Лесгафта
Даже звездным студентам не ставят зачеты на халяву
С середины 60-х годов футболисты «Зенита» и других профессиональных команд взяли за традицию учиться в Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Казалось бы, футбол и учеба - вещи несовместимые. Но только не для студентов-лесгафтовцев. Здесь для них разработана уникальная система подготовки, позволяющая профессиональным футболистам полноценно обучаться в вузе.
Это вам не Малаховка!
В других странах такой практики нет. Своего рода исключением из этого правила стал величайший бразильский футболист Сократес. Когда он только начинал карьеру, в контракте будущей звезды значился уникальный пункт: клубу «Ботафого» запрещалось вмешиваться в его учебу в медицинском университете. Таким образом, профессионально играя в футбол, он попутно стал дипломированным врачом-педиатром, и с тех пор многолетнего капитана сборной Бразилии стали звать доктор Сократес.
Исполнительный директор Северо-Западного центра подготовки и лицензирования тренеров Марк Рубин, являющийся профессором кафедры футбола при Санкт-Петербургском государственном университете им. П. Ф. Лесгафта и заместителем ее заведующего, гордится своими известными выпускниками.
- Практически весь «Зенит»-84 окончил Лесгафта! - говорит Марк Абрамович. - Надо сказать, в столице тоже есть свой центр обучения спортсменов - Московская академия физической культуры. Раньше она называлась Малаховка. Все футболисты прикреплены к ней. И начальники команд ездят туда на время сессии с зачетными книжками. Только в самом конце обучения футболисты появляются и быстренько получают дипломы. Начальник «Спартака» Валерий Жиляев даже был награжден какой-то медалью за вклад в образование! За годы его работы академию окончило около 35 человек. Я выпустил не меньше футболистов, но несколько другим путем.
Был ли отчислен Игонин?
- Я пришел на кафедру заведующим в 1999 году, тогда здесь было очень много проблем, - рассказывает Марк Рубин. - Одна из них была связана с тем, что кафедру выселяли из помещения на канале Грибоедова. На это здание претендовала Никольская церковь. Хотя у нас есть документы, доказывающие, что здание никогда не принадлежало церкви. Тем не менее кафедру выселили. Тогда от всех этих передряг больше всего пострадали спортсмены. Среди них были студенты такого уровня, как Максим Соколов, на тот момент основной вратарь нашей хоккейной сборной, практически все футболисты «Зенита». Все они просто болтались. Например, Алексей Игонин, игравший у меня еще в «Смене». Я его спросил: «Леша, какой у тебя курс? Какой факультет? Кто куратор группы?» На все это он мне отвечал одно: «Не знаю». Игонин мне даже не смог ответить, учится ли он до сих пор или отчислен! Так было практически со всеми ребятами. Мы потом многих восстановили, индивидуальные графики ребятам дали, стали их приглашать уже сюда, на Декабристов, 35, на учебу. Они приходили в свободные дни, слушали лекции на кафедрах.
Другие оплачивали курс обучения.
Диплом Вьештицы переводили
В то время футболистам помогал «Зенит» и лично Виталий Леонтьевич Мутко. Клуб переводил деньги на счет вуза за их обучение. В итоге в 2002-м произошел колоссальный прорыв. Сразу 12 человек закончили университет. Дипломы получали в торжественной обстановке на базе в Удельной. Специалистами стали тот же Игонин, Борис Горовой, Игорь Зазулин, Андрей Кондрашов, Сергей Осипов... И выпускные экзамены, по словам Рубина, все сдавали очень прилично, чем посрамили многих скептиков.
- Очень приличную работу защищал в свое время по менеджменту «Зенита» Саша Кержаков, - продолжает Марк Рубин. - Его ответ тогда всем очень понравился.
Причем он без всякой боязни критиковал тогдашнего генерального директора Илью Черкасова. Я, кстати, тоже считаю, что Черкасов был слабым менеджером. Вообще Александр очень честный человек. Если какой-то раздел не знал, откровенно так и говорил на занятиях. Выкручиваться не пытался.
Недавно Университет имени Лесгафта окончила целая группа известных футболистов: Владислав Радимов, Вячеслав Малафеев, Геннадий Попович, Юрий Окрошидзе, который сейчас работает тренером вратарей при дубле «Зенита». На последнем курсе находятся Александр Панов и Милан Вьештица. Кстати, серб переводился в петербургский университет из вуза своего родного города Нови Сад и является студентом заочной формы обучения:
- С Миланом целая эпопея была! Его диплом переводили на русский язык, все оценки тоже. Оказалось, третий курс тамошнего обучения был адекватен лишь первому в Лесгафта. Конечно, он имеет некоторые проблемы с русским языком, но при этом никогда не использует это обстоятельство в своих целях. Как то, например, любил делать бывший тренер «Зенита» Властимил Петржела.
Игроки стали умнее
- Если говорить откровенно, в последнее время футболисты стали значительно умнее, - считает Марк Абрамович. - Раньше, в 50 - 60-е годы, они шли учиться только потому, что не хватало общего уровня культуры и образования. А сейчас они хотели бы учиться в технических, экономических вузах. В СПбГУ например. Но профессиональный спорт по-прежнему удается совмещать только с учебой в нашем институте. Из всех россиян нынешнего «Зенита» разве что Андрей Аршавин учился не у нас. Ян Бобровский, поступивший на юрфак СПбГУ, тоже скорее исключение.
Сейчас в Университет имени Лесгафта тоже не так-то просто поступить. Никто перед спортсменами не открывает дверь. Как и везде, нужно сдавать вступительные экзамены по нескольким дисциплинам. По специализации, естественно, подготовка сразу видна. А вот другие предметы, к примеру биологию, некоторым сдать совсем непросто. По словам Марка Абрамовича, исключительно для корочек уже никто не поступает:
- Футболисты сейчас зарабатывают огромные деньги, многие имеют свой бизнес. А как его вести, если не имеешь образования? Вот в сентябре к нам поступил экс-зенитовец Александр Куртиян. А ведь он уже является вице-президентом молдавского «Зимбру». Нет, желания учиться у нынешнего поколения хоть отбавляй.
Например, игрок казанского «Рубина» питерец Дмитрий Васильев, когда он играл за ярославский «Шинник», прилетал на лекции по социологии. Прослушает одну-две лекции, получит какое-то задание и обратно улетает. Даже Максим Астафьев из «Луча-Энергии», когда приезжает домой или травмирован, всегда первым делом забегает к нам. Так что в последние годы такого беспорядочного брожения среди футболистов, которые не знают, как учиться и что делать, с которым я столкнулся в 99-м, уже нет. Кто-то даже свой заслуженный отпуск проводит в учебе!
Хотя тот же Олег Власов уехал в раменский «Сатурн» с концами. Учебу напрочь забросил. Вследствие чего был отчислен. А мог бы перевестись на заочное, как это совсем недавно сделал его друг Игорь Денисов. Вратарь дубля «Зенита» Михаил Кержаков месяц назад забрал документы и перевелся в Герцена. Говорят, из-за перехода в московский «Спортакадемклуб».
Малафеев - аспирант
- Футболисты всегда заняты, - говорит Марк Рубин. - Подсчитывали специально. Например, у Юрия Морозова игроки были заняты 340 дней в году. Это сейчас, при Дике Адвокаате, у них больше времени свободного стало. Основные сложности у ребят вызывают долгосрочные проекты. Например, у нас есть преддипломная, профилированная и школьная практика. У Саши Кержакова с этим были определенные проблемы. Для школьной практики необходимо явиться в общеобразовательную школу и в течение двух месяцев вести занятия по специальной программе. Ему отдел практики пошел навстречу и разрешил провести укороченную программу. Те же Радимов с Малафеевым отчитались несколькими мастер-классами. Мячи ребятам презентовали, форму какую-то.
Таким образом, на данный момент в университете продолжают обучаться Вячеслав Малафеев (аспирант на кафедре психологии), Александр Панов и Милан Вьештица (студенты 6-го курса), Игорь Денисов и Валентин Филатов (на 4-м курсе), Александр Кержаков (на 5-м курсе), вратарь Александр Макаров из «Сатурна» (аспирант). Интересный факт: игрок «Урала» Алексей Катульский получил в Лесгафта уже второе высшее образование, до этого он закончил ИНЖЭКОН. В настоящий момент Игорь Зазулин и Борис Горовой получают дополнительное образование на юридическом факультете Государственного университета им. А. С. Пушкина. Причем Горовой с недавних пор является преподавателем кафедры футбола в Лесгафта.
Владислав Кузовлев
Фото автора и Кирилла Кудрявцева