Святыне место в подвале?
Музейщики не хотят возвращать древнюю икону церкви
Хранилища петербургских музеев порой скрывают удивительные тайны. Например, мало кто знает, что в запасниках Русского музея уже почти век находится Ефесская икона Божией Матери, после революции вывезенная с Тверской земли. Тверичи не без основания считают ее чудотворной и связывают с ней множество легенд.
Князь Владимир взял образ «напрокат»
По одной из легенд, еще при жизни Пресвятой Богородицы евангелист Лука написал три образа Девы Марии. Один из них попал в Константинополь, другой - в Иерусалим, а третий сам Лука принес в Ефес, небольшой город в Малой Азии, где он пробыл вплоть до конца X столетия.
Когда в 988 году киевский князь Владимир отправился в Византию и поведал тамошней епархии свои замыслы - обратить языческую Русь в христианство, там его всячески поддержали, снабдили различной церковной утварью и иконами. В числе последних была и работа Луки, та самая, которую он оставил в Ефесе.
Таким образом, если верить преданию, Ефесская икона Божией Матери стала свидетельницей первых православных обрядов на Руси. Владимир повелел возить эту заветную святыню по русским городам и показывать славянам, чтобы те знали, кому молиться и как изображать Богоматерь с Младенцем. Отдали, правда, не насовсем - позже Владимир честно вернул образ в Константинополь.
Однако сто лет спустя игуменья полоцкого монастыря Ефросинья, дальняя родственница князя Владимира, отправила своего слугу с богатейшими дарами к тогдашнему константинопольскому патриарху Луке с просьбой прислать ей ту самую икону, и великая святыня вновь вернулась на Русь, теперь уже навсегда.
Богоматерь спасла и от чумы, и от французов
В 1239 году покой небольшого города Торопца, раскинувшегося на самой границе Руси с Литвой и потому частенько страдавшего от нападений последней, нарушила оглушительная новость: князь Александр Ярославич (буквально через год после знаменитой битвы его назовут Невским) венчается в одной из местных церквей. Избранницей князя стала полоцкая княжна Параскева Брячиславна, как несложно догадаться, родственница игуменьи Ефросиньи, которая привезла с собой Ефесскую икону и оставила ее в Торопце в память о счастливом событии.
Специально для иконы был выстроен каменный Корсунско-Богородицкий собор. Уже в то время Ефесская икона Божией Матери получила название Корсунской, хотя город Корсунь здесь ни при чем: в те времена слово «корсунский» было синонимом прилагательного «красивый».
Торопчане чтили Корсунскую икону и даже приписывали ей чудотворные свойства. Она несколько раз спасала город от набегов литовцев и эпидемий. А в 1812 году, когда к Торопцу приближались французы, горожане вынесли образ на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной.
Эта икона пробыла в Псковской губернии вплоть до начала XX века. Когда грянула революция, торопецкие церкви в массовом порядке подвергли ликвидации: одни взрывали, другие переоборудовали под склады. Духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в новообразованный музей, который, кстати, тоже разместили в церкви. Однако работники музея опасались за судьбу святыни и обратились в Русский музей Ленинграда с просьбой забрать ее. В 1936 году образ Богоматери переехал в северную столицу.
Пусть делают копию!
Вот тут кончается история и начинается современность. Корреспонденты «Смены» наудачу позвонили в Русский музей, чтобы узнать о дальнейшей судьбе образа, и выяснилось, что он и поныне там!
- Наши специалисты принялись реставрировать эту икону сразу после того, как она к нам поступила, - рассказывает начальник отдела древнерусской живописи Ирина Соловьева. - К сожалению, они немного «увлеклись» - счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги Младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы. Хорошо, вовремя остановились. На самом деле смуглый цвет кожи изображаемых святых указывает на древность произведения: такими писались византийские иконы.
Мы сразу же поспешили в Русский музей, чтобы увидеть икону, которая, по преданию, стала свидетельницей столь значимых событий русской истории. В выставочных залах отдела древнерусской живописи ее почему-то не оказалось. Хранитель провела нас в фонд: в полуподвальном помещении, прямо на стене среди других икон, висит образ Корсунской Божией Матери.
- А у нас все иконы так хранятся, - сообщила Ирина Владимировна. - Мы же музей, а не церковь.
Разумеется, не только нам одним пришла в голову мысль, что Корсунская икона находится не на своем месте. Еще десять лет назад в Русский музей приезжали представители церкви из Полоцка и предъявляли на святыню свои права.
- Мы предложили сделать им список с иконы, то есть копию, - вспоминает Ирина Соловьева, - они согласились. Правда, местный архиерей, уходя в отставку, прихватил список с собой и икона исчезла.
Торопчане тоже не забыли об иконе, которая столько раз помогала их предкам. В последние годы в городе ведется реконструкция Корсунско-Богородицкого собора, который был разграблен в советские годы. Когда работы вошли в стадию завершения, закономерно встал вопрос о возвращении образа Богоматери в родные стены.
- Из Торопца к нам приезжали неоднократно, - говорит начальник отдела. - Но мы предложили им то же самое. То, что принадлежит Русскому музею, - национальное достояние и не может быть отчуждено. Пусть делают список.
Слова хранителя, конечно, не лишены здравого смысла. Но справедливо ли то, что образ, чтимый сотнями тысяч людей, образ, ставший легендой, видят лишь одни сотрудники Русского музея? Может, лучше вернуть икону в церковь, где каждый верующий сможет попросить помощи у святыни? Вопрос пока остается открытым.
Антонина Павлова
Фото Кирилла Кудрявцева