Бабка - за дедку, дедка - за плинтус

Пасынок Ролана Быкова рассказал страшные вещи о своей семье прямо со сцены

Недавно в театре-фестивале «Балтийский дом» состоялась премьера спектакля Игоря Коняева «Похороните меня за плинтусом». Почти четыре часа вместе со зрителями ужасалась и корреспондент «Смены».

Санаев был подкаблучником?

Успех спектаклю «Похороните меня за плинтусом» определенно обеспечила одноименная книга Павла Санаева, по которой он и поставлен. Она вышла в 2003 году и наделала много шуму, прежде всего потому, что в ней автор описал несколько беспросветных детских лет, прошедших в доме бабушки и дедушки - прославленного актера Всеволода Санаева и его жены. Весь мир узнал, что Всеволод Санаев, изображавший в кино прямолинейных и искренних военных, простых и бескомпромиссных тружеников села, в быту был подкаблучником, а в припадке гнева грозился прибить внука.

Кроме того, они с женой ненавидели Ролана Быкова, с которым по молодости и наивности связалась их дочь. Великого актера они называли карликом-кровопийцей. Книга заканчивается тем, что мама и ее муж вспоминают наконец про свои родительские обязанности и забирают ребенка к себе. И хотя имена в книге изменены, а сам Павел Санаев утверждает, что не списывал книгу напрямую с собственной жизни, читатель ему не верит.

Рубить так рубить

Прошло четыре года, и из книжки сделали пьесу. Теперь у нас появилась возможность увидеть все это «вживую». Благодарить за это мы должны режиссера Игоря Коняева, любимого ученика Льва Додина. Говорят, что Коняев был единственным режиссером, которому Санаев позволил поставить свою книгу на сцене.

И, судя по аншлагу в «Балтдоме», правильно сделал. Зритель, книгу не читавший, но наслышанный, пошел смотреть «про Санаева и про Быкова». Заодно уж и про Елену Санаеву - жену Ролана Быкова и самую знаменитую лису Алису всех времен и народов.

Надо сказать, что режиссер и актеры оправдывали все эти ожидания. Персонажи не то что похожи, а очень узнаваемы. Например, Роман Громадский ходит совсем как Санаев в фильме «Белые Росы», а Владимир Баранов говорит и рубит ладонью воздух точно так же, как его прототип Ролан Быков в фильме «Служили два товарища». Актриса Людмила Моторная тоже напоминает свою героиню - Елену Санаеву, особенно в начале спектакля, когда втихаря от матери дарит сыну игрушечную железную дорогу.

А вот с главными персонажами дело обстоит хуже. И если Игорь Скляр еще как-то ассоциируется с прототипом своего героя Павлом, то бабушку Нину никто из широкой публики толком не знал. При этом она - главная героиня спектакля, главная злодейка и главная жертва. Играющая ее Эра Зиганшина использует весь свой темперамент: обзывает внука идиотом и сволочью, а родную дочь - проституткой и бубонной чумой, бьет посуду, закатывает истерики. И так в течение почти четырех часов, пока идет спектакль.

Урок родителям

Впрочем, то, что неслось со сцены, было «цветочками» - создатели спектакля проявили деликатность и исключили из лексикона главной героини крепкие выражения, которыми изобилует книжка Павла Санаева. Постановка завершается почти десятиминутной сценой бабушкиного монолога, который она произносит, валяясь перед дверью в дочкину квартиру и умоляя отдать ей внука.

Как водится, ждешь ужасного конца. Но происходит иное. Бабушка неожиданно умирает где-то за сценой. А человек, ставший прототипом главного героя, как мы знаем, сыграл в фильме «Чучело», стал сценаристом и переводчиком и снял фильм «Нулевой километр». А еще написал книгу про свое тяжелое детство.

Так что, знаменитые и уважаемые люди, делайте выводы: обращайтесь со своими отпрысками хорошо, а то они вырастут и, неровен час, напишут и про вас книгу, а потом еще и спектакль поставят.

Елена Некрасова

12.10.2015