Анку-пулеметчицу наградили орденом Подвязки

Жена писателя Фурманова, ставшая прототипом боевой соратницы Чапаева, рубила сплеча английской саблей

Уникальные вещи сохранил в своих фондах Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Здесь можно собственными глазами увидеть личное оружие людей, имена которых стали легендой. О том, что в музее находится револьвер Василия Ивановича Чапаева, читатели «Смены» уже знают. Но там же хранится и шашка Анны Фурмановой, ставшей прототипом знаменитой Анки-пулеметчицы. При детальном исследовании сабли выяснилось, что дама-кавалерист была награждена колюще-режущим оружием, причем не российского, а английского производства.

Знакомство в поезде

Благодаря роману Дмитрия Фурманова «Чапаев» Анка-пулеметчица стала своеобразным символом женщины на Гражданской войне. Хотя на самом деле никакой Анки-пулеметчицы в чапаевской дивизии, конечно, не было. Петькину возлюбленную Дмитрий Фурманов писал с собственной жены Анны Никитичны.

Будущие супруги познакомились еще во время Первой мировой войны в санитарном поезде и поженились в 1915 году. Жена следовала за Фурмановым повсюду. В чапаевской дивизии она была политработником. Вполне понятно, что дама-политрук носила боевое оружие. Ее шашка попала в фонды Военно-исторического музея вместе с личным револьвером Чапаева.

- Политработник Анна Фурманова носила кавказскую шашку, - рассказывает сотрудник Военно-исторического музея Дмитрий Виноградов. - Горское оружие довольно часто получали в подарок красные командиры. Тот же Котовский, к примеру, с удовольствием носил кавказский кинжал - каму - в белых ножнах.

Вензель от интервента

Если внимательно рассматривать лезвие шашки Анны Фурмановой, в глаза сразу же бросается невероятное количество рисунков, покрывающих металл. В одном из них без труда можно узнать... знак английского ордена Подвязки. Само собой, рисунок попал на саблю не случайно. Скорее всего, ее бывший владелец был интервентом, причем в довольно больших чинах.

- В наших коллекциях есть и более интересные экземпляры, - продолжает Дмитрий Виноградов. - Например, шашка командира Преображенского полка. На ее лезвие нанесены гимн преображенцев и личный вензель Александра III, а на рукоятке красуется красная звезда. После революции к старой шашке попросту приделали новую рукоять. То же самое могло случиться и с шашкой Анны Фурмановой.

История умалчивает о том, от кого Анна Никитична получила в подарок английскую шашку. Наградить таким оружием Фурманову вполне мог и Василий Иванович Чапаев. Скорее всего, никто не заметил орденского знака на лезвии шашки. И с легкой руки легендарного командарма Анна Фурманова стала кавалером ордена Подвязки.

Красный Сусанин в пожарном шлеме

Впрочем, такое в годы Гражданской войны было сплошь и рядом. Например, командир партизанского отряда Федор Гуляев, совершив подвиг в тылу белогвардейцев, получил самую необычную награду в истории Красной армии. Ему, как в свое время Ивану Сусанину, удалось заманить отряд противника в болото и полностью его там уничтожить. В награду Федор Гуляев получил почетное право называть себя Гуляев-Сусанин.

С черно-белой фотографии на посетителей музея смотрит бородатый старец с шашкой в руке, одетый в шинель красноармейца и... пожарный шлем. Железный шлем пожарного царских времен командир партизан носил скорее всего для солидности. Очень уж замечательной казалась ему блестящая каска с имперским двуглавым орлом.

Сергей Андреев

Фото автора

12.10.2015