«Блины нужно есть до потери сознания!»

В начале прошлого века в Петербурге пытались возродить Масленицу, но эти планы перечеркнула война с Германией

Россияне привыкли жаловаться на жизнь, говоря, что раньше все было гораздо лучше. И жизнь, и люди, и погода, и праздники. Это пресловутое «раньше» может измеряться и годами, и десятилетиями, и даже столетиями. Главное - раньше было лучше, и все тут.

Куда пропал угар веселья?

Сетования на то, что вот раньше-то было время, а теперь все не так, как прежде, характерны для всех времен и поколений. Вот и век назад, в эпоху блистательного Санкт-Петербурга, горожан вдруг охватила ностальгия по прежней разгульной Масленице с веселыми балаганами, народными представлениями, катаниями с ледяных горок и каруселями. Тогда праздничные гулянья устраивались возле Адмиралтейства, а также на Царицыном лугу - нынешнем Марсовом поле.

«Наши деды и бабушки, конечно, веселее проводили дни русского карнавала, - уверял своих читателей известный петербургский журналист. - Были балаганы, вейки, тройки и блины. Блины - до потери сознания. Целую неделю стоял настоящий угар веселья и даже на улице пахло блинным чадом. Теперь из всей этой праздничной шумихи остались только блины, да и те едят как-то мало. Петербуржцы недовольны, они хотят возрождения гуляний».

Выпивали, но пьяных не было

Знаменитые петербургские деятели искусства того времени были едины во мнении: в город надо вернуть настоящую русскую Масленицу! «Прежнюю Масленицу вспоминаю с большим удовольствием, - говорил художник Константин Маковский. - А теперь совершенно другие интересы и публика другая. И ей-богу, прежде было гораздо меньше пьяных! Люди были «выпивши», но не были пьяными».

А известный в ту пору писатель и драматург Игнатий Потапенко обращал внимание на то, что прежде Масленица являлась единственным в России праздником улицы. «Теперь же она существует лишь для людей богатых, могущих платить десять рублей за вход на разные маскарады. Простому человеку остается только пить водку, да и то дома».

Защитим русскую старину!

«Конечно, прежде гуляли на Масленицу лучше, - выражала общее настроение знаменитая актриса Варвара Стрельская. - Нынче и блинов-то не умеют есть как следует. Все больные, все жалуются на желудки».

Чтобы вернуть прежний праздник Масленицы, в Петербурге возникло специальное Общество защиты старины, в которое вошел даже знаменитый художник Николай Рерих.

«Может быть, что-нибудь из этой затеи и выйдет, - говорил он. - Я убежден, что это будет красивое зрелище. Ведь нынешняя Масленица не имеет того ритуального значения, какое она имела прежде, когда это был всенародный праздник, связанный с проводами зимы».

Общество защиты старины предполагало зимой 1915 года возродить балаганы и катания на Марсовом поле. Но, увы, этим планам не суждено было сбыться: началась Первая мировая война и горожанам стало вовсе не до праздничного веселья...

Сергей Глезеров

12.10.2015