Дмитрий Харатьян: «В армяне записался из принципа»
Главный гардемарин страны точно знает, что нужно человеку для счастья
Дмитрий Харатьян много лет носит негласный титул секс-символа российского кино. Он сыграл более чем в полусотне картин, но самой звездной остается роль Алеши Корсака в «Гардемаринах». Во время визита в Петербург Харатьян рассказал корреспонденту «Смены» о том, что происходит с нашим кино, кем он хочет видеть своего сына и что ему нужно для счастья.
«Мастера и Маргариту» на экране не узнал
- Дмитрий, вы ведь с детства мечтали стать актером. А помните фильм, который тогда произвел на вас самое сильное впечатление?
- Когда мне было лет шесть, меня потряс фильм «Идиот» с участием Юрия Яковлева. Помните эпизод, когда Настасья Филипповна бьет князя Мышкина по лицу? Вы бы видели, что со мной творилось! Я залез под стол и плакал навзрыд, пока мама меня оттуда не вытащила. Я не мог понять, как можно было ударить такого доброго и милого человека. А еще мне в детстве страшно нравился Гамлет в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Таких актеров сейчас просто нет. Хотя я очень высоко оцениваю работу того же Олега Меньшикова. Мне, например, очень понравился его доктор Живаго. Впрочем, если говорить об экранизациях, то сегодня и у кино, и у телевидения совершенно другой язык, нередко кардинально отличающийся от первоисточника. Знаете, когда я посмотрел «Мастера и Маргариту» Владимира Бортко, подумал: «Что было бы, не прочти я в свое время эту великую книгу?!» Ведь я представлял булгаковских героев несколько иначе.
Лучшие режиссеры - женщины
- Актер - человек подневольный, его задача - воплотить замысел режиссера. Всегда ли удается найти общий язык?
- Можно сказать, что мне чертовски везло: я всегда находил своих режиссеров, а они - меня. Первым моим режиссером и учителем был Владимир Валентинович Меньшов. Я снимался у него в картине «Розыгрыш». Для того времени это был революционный фильм. Потом был режиссер Дмитрий Светозаров. С моим участием он снял свой первый полнометражный фильм «Скорость». Я этот фильм люблю еще и потому, что мне довелось играть в нем с великим Алексеем Баталовым. Но особенно мне везло с женщинами-режиссерами. У «Гардемаринов» Светланы Дружининой был просто ошеломительный успех. Потом были Елена Райская, Татьяна Мирошникова, Татьяна Догилева.
- Кстати, Догилева как-то заметила, что в ее фильме вам впервые досталась нехарактерная для вас роль неудачника.
- Чепуха, мой герой вовсе не неудачник, даже наоборот - абсолютно счастливый человек. У него есть семья, работа, друзья - ну что еще надо человеку для счастья? Просто он никак не может выбрать свой путь: мечется, ищет. Но таких героев играть вдвойне интереснее!
«Я возьму вашу боль»
- Дмитрий, вы - голубоглазый блондин. Но в вашем, советском еще паспорте в графе национальность значилось: «армянин». Говорят, что вы лично настояли на внесении именно такой записи...
- Для меня это было делом принципа. Когда в 16 лет я, как вы верно заметили, голубоглазый мальчишка со светлыми волосами, получал паспорт в подмосковном Красногорске, паспортистка, услышав мою просьбу, пришла в замешательство: «Да какой из тебя армянин? Ты в своем уме? Посмотри на себя в зеркало!» Но я твердо сказал ей: «Напишите «армянин»!» Хотя во мне всего четверть армянской крови, я к этой нации с уважением отношусь с самого детства, у меня с ней самые романтические отношения. Трудно отыскать более несчастливый народ. Конечно, у всех народов есть свои проблемы, но у армян их было всегда больше, чем у других. Чего стоит только развязанный в свое время турками геноцид, унесший миллион человеческих жизней! Знаете, какой тост у армян самый главный? Русские поднимают бокал со словами «Будьте здоровы!», а армяне говорят: «Я возьму вашу боль». Взять чужую боль на себя - это в традиции народа, частицей которого я себя считаю...
Хорошие детские фильмы исчезли, как динозавры
- Вы уже много лет являетесь президентом Международного детского кинофестиваля. Как, по вашей оценке, обстоят дела с детским кино в России?
- Хороших детских кинофильмов катастрофически не хватает. Немногим лучше ситуация и на телевидении. Хотя не так давно появился неплохой детский канал «Бибигон». Государство обязало каналы больше времени уделять детскому вещанию, но это выполняется далеко не всегда. В то же время некоторые наши телеканалы показывают такие «детские» мультфильмы, от которых - волосы дыбом.
- Фильмы, которые мы смотрели в детстве, и те, что выходят на большой экран сейчас, сильно отличаются. В лучшую ли сторону?
- Есть вечные ценности, которые неподвластны времени: добро - это добро, а зло - это зло. Но формы, конечно, изменились - теперь ведь никуда не денешься от компьютерной графики. И наши дети уже привыкли к новой картинке. Советские фильмы они воспринимают с трудом. Они - люди другой формации, другой эпохи. Увы, это факт. Нашему кинофестивалю уже двенадцать лет, и мне очень обидно, что все это время призы уезжают в другие страны. Хорошие отечественные детские фильмы исчезли, как динозавры. Сможем ли мы переломить эту тенденцию? Скажу откровенно: не знаю.
«Династий и так хватает»
- Ваш сын Ваня сыграл маленького Андерсена в одноименном фильме Эльдара Рязанова. Он собирается пойти по вашим стопам и стать артистом?
- Маленький Андерсен - не первая роль Ивана. В три года он сыграл в эпизоде у Сергея Никоненко. Потом появился со мной в сериале про Ивана Подушкина. Станет ли Ваня актером? Для меня важно, чтобы он вырос порядочным человеком. Мы с женой Мариной даем ему полную свободу выбора, и пока он в отличие от меня в детстве не бредит актерской профессией.
- Ваша дочь Александра тоже не стала актрисой. Вам не обидно, что никто не продолжит династию?
- Александра работает в финансовой сфере, недавно она была признана лучшим сотрудником фирмы. Хотя в раннем детстве у нее была эпизодическая роль в кино, но на этом ее актерство закончилось. Что ж, видимо, не судьба. Впрочем, династий в кино у нас и так хватает...
Марина Бойченко