Питерский «Титаник» затонул у Смольного

Весной переправа через Неву превращалась в рискованное предприятие

В апреле 1907 года на Неве разыгралась страшная катастрофа, повергшая в шок весь Петербург. Пароход «Архангельск», перевозивший горожан через Неву, напоролся на льдину и, подобно знаменитому «Титанику», затонул почти со всеми пассажирами. Подобные ЧП случались на Неве довольно часто.

Скупость до добра не доведет

Пароход «Архангельск» принадлежал купцу Якову Шитову, которого называли «охтинским кулаком». Его «посудины» славились дешевизной, но отличались крайней ненадежностью. В погоне за наживой Шитов нередко выпускал на линии неисправные суда с командами из случайных людей (что-то вроде сегодняшних гастарбайтеров), готовых работать за жалкие гроши. Это становилось причиной несчастных случаев.

Катастрофа с «Архангельском» произошла напротив Смольного, спустя несколько минут после того, как он отчалил от пристани у Пальменбахской (ныне Смольной) улицы и направился на Охту, к железнодорожной станции Ириновская. Жертвами трагедии стали несколько десятков человек.

В случившемся народная молва обвинила купца Шитова. Но ему удалось выйти из-под удара, свалив всю вину на членов команды, которые и были признаны виновниками трагедии.

Истошный вопль над Невой

Спустя четыре года, в апреле 1911 года, в этом же месте едва не разыгралась новая драма. В тот день жители Охты спешили в город за пасхальными покупками, и мостки, соединявшие Охту с Пальменбахским перевозом у Смольного, пестрели множеством пешеходов. Стоявшая в те дни теплая погода делала переход через Неву довольно опасным занятием, однако многие решили-таки рискнуть.

В то апрельское утро на мостках находилось около полусотни пешеходов. Одни шли на Охту, другие в город. Вдруг недалеко от мостков одновременно в нескольких местах раздался подозрительный треск. Прежде чем люди успели понять, в чем дело, мостки под напором двинувшегося льда оторвались от берегов и понеслись вниз по течению.

«Тонем!» - разнесся над Невой истошный вопль. Людей охватила паника. Некоторые искали спасения на льдинах, но более благоразумные немедленно втаскивали обратно на мостки тех, кто прыгнул на лед.

На этот раз отделались испугом

Меж тем течение уносило мостки с людьми все дальше и дальше. С обоих берегов к застигнутым бедой людям сразу же бросилось несколько яликов. Лодочники старались спасти женщин и детей, а потом уже мужчин. Однако они сами чуть не попали в беду, потому что каждый из пешеходов хотел первым попасть на ялик.

В этот момент к месту катастрофы прибыл пристав Охтинского участка Стравинский, который и взял на себя руководство спасательной операцией. «Спасание оторванных от берега людей продолжалось около часа, - сообщал репортер одной из городских газет. - Своим спасением они обязаны находчивости и распорядительности пристава Стравинского. Никто не утонул. Все отделались лишь испугом».

Сергей Глезеров

12.10.2015