«Миша Боярский принуждал меня ловить мух»

Двоюродная сестра знаменитого актера уверяет, что в детстве он был настоящим тираном

Шляпа Михаила Боярского давно стала таким же символом Петербурга, как кораблик на шпиле Адмиралтейства. Супруга Михаила Сергеевича Лариса Луппиан уже много лет блистает на сцене Театра имени Ленсовета. Достойной продолжательницей славного рода стала и дочка актера Лиза Боярская, недавно сыгравшая одну из главных ролей в фильме «Ирония судьбы. Продолжение». Но мало кто знает, что актерская династия Боярских не ограничивается лишь этими тремя именами. За их спинами стоит не одно поколение выдающихся людей. Завесу тайны знаменитой фамилии «Смене» приоткрыла двоюродная сестра актера Екатерина Боярская, написавшая книгу «Театральная династия Боярских».

Звучной фамилией обязаны церкви

Род Боярских начинает свою историю со священника Александра Ивановича Боярского. Этот видный мужчина не только являлся незыблемым оплотом своего прихода в городке Кинешма Ивановской области, но всегда был в центре общественно важных начинаний.

- Дедушка очень любил театр, - рассказывает Екатерина Боярская. - Его отец был псаломщиком в маленькой православной церкви на территории католической Польши. Именно там дедушка и научился петь. Этот талант перешел к его сыновьям Николаю и Сергею, отцу Михаила. И пусть они не обладали выдающимися вокальными данными, но всегда пели с душой. Миша - точная копия своего отца.

Кстати, главный мушкетер страны мог носить совсем другую фамилию. Настоящая фамилия его деда - Сегенюк. Но при поступлении в духовную академию Александр Иванович решил поменять ее на более благозвучную и взял девичью фамилию своей матери, урожденной Боярской. Именно под этой фамилией его и узнала будущая жена - дворянка Екатерина Николаевна Бояновская.

- В те времена брак между дворянкой и простолюдином, коим по рождению был мой дед, считался мезальянсом, - продолжает писательница Боярская. - Но бабушка твердо решила связать свою жизнь с Александром Ивановичем и пошла против воли отца, директора Государственного банка.

В семье считают, что именно благодаря Екатерине Николаевне в семье Боярских растет уже четвертое поколение актеров. Дело в том, что она была актрисой любительского театра и, учась в старших классах гимназии, сыграла Антигону. В семье Боярских фотография бабушки в наряде Антигоны всегда стоит на видном месте как напоминание о том, с чего все началось.

Палачам нужно отомстить!

Страшный 1937 год прошелся по нашей стране подобно смерчу, разрушив не одну счастливую семью. Не обошел он стороной и род Боярских.

- Моего дедушку арестовали и расстреляли, - говорит Екатерина. - Но узнали мы об этом лишь в перестроечное время. Больше двадцати лет наша бабушка ждала его возвращения. У нее каждый вечер были приготовлены для Александра Ивановича ужин и постель. Она никогда не переставала верить и молиться о его возвращении.

Только во времена Горбачева по запросу семьи из КГБ пришел небольшой документ, содержание которого ввергло всех в шок. Там черным по белому было написано, что причина смерти Александра Ивановича - расстрел.

- Спустя много лет мы с подругой поехали в Кинешму за личным делом дедушки, - продолжает свой рассказ Екатерина Боярская. - Когда я получила на руки этот документ, он был весь испещрен печатями с грифом «Совершенно секретно». Моя подруга пересняла эту папку от начала и до конца. А потом мы вырвали оттуда два документа: фотографии дедушки в фас и профиль и письмо бабушки, написанное в НКВД, когда она перестала получать от Александра Ивановича письма. А еще я узнала имена тех, кто написал на него донос и расстрелял. Когда я рассказала об этом Мише, он стукнул кулаком по столу и, как настоящий мушкетер, закричал: «Нужно отомстить!» Но потом остыл. Мы уверены, что жернова 1937 года перемололи и этих предателей и палачей.

Три молодца, одинаковых с лица

До страшных событий 1937 года семейная жизнь Александра Ивановича и Екатерины Николаевны в Кинешме протекала спокойно и счастливо. У них родились четверо красавцев-сыновей. Трое из них - Алексей, Сергей и Николай - стали актерами и начинали свою карьеру в ленинградском Театре имени Коммисаржевской.

- Однажды там поставили спектакль, где играли сразу трое братьев. Представляете, как сложно было зрителям! - смеется Екатерина. - Ведь они были очень похожи внешне, обладали одинаковыми голосами с хрипотцой, но стиль актерской игры был у каждого свой.

Отец Екатерины - Николай Александрович Боярский - пусть и нечасто снимался в кино, но одна из его ролей навсегда вошла в золотой фонд российского кинематографа.

- Я горжусь тем, что он сыграл Козлевича в «Золотом теленке», где его партнерами стали Сергей Юрский, Зиновий Гердт и Леонид Куравлев. Вряд ли кому удастся повторить успех этого фильма.

Михаил Сергеевич до сих пор не может простить двоюродной сестре, что та не стала актрисой и не пошла по стопам своих родителей.

- Но зато его дочка Лиза теперь достойно представляет род Боярских, - отшучивается двоюродная сестра знаменитого актера.

«Мишкину канаву» в Комарове знают все

Лиза Боярская - настоящая тургеневская девушка, а вот ее отец известен своим взрывным темпераментом. Как оказалось, этот непростой характер стал проявляться еще в детстве.

В юном возрасте Михаил Сергеевич любил бывать на даче родителей Екатерины в Комарове.

- В детстве Миша был жуткий тиран, - говорит Екатерина Боярская. - Он страшно издевался надо мной и моими подружками. Ни во что нас не ставил. Когда мы были на даче, заставлял нас наловить ему полный стакан мух и только после этого брал нас в лес по грибы. А лес он знал, как свои пять пальцев. До сих пор в Комарове некоторые места носят его имя, например все знают знаменитую «Мишкину канаву».

А еще в детстве бесстрашный д'Артаньян обожал пугать тех, кто младше его.

- Михаил любил привязывать на нитку кирпич и делать так, что ровно в полночь этот кирпич падал. Моя мама постоянно с ним ссорилась. «Если не прекратишь портить ребенку нервы, это плохо для тебя кончится», - грозила она проказнику. А однажды был вообще уникальный случай, когда Миша, играя, упал мне на голову со второго этажа. Может быть, именно в этот момент у меня в голове что-то произошло, и, став взрослой, я села и написала книгу о нашем роде.

Марина БОЙЧЕНКО

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015