Хочешь играть на улице? Сдай экзамен!

Корреспондент «Смены» вспоминает о мелодиях, услышанных в различных городах мира

Уличные музыканты стали в последние годы неотъемлемой частью городской жизни в Европе. Что характерно, в других частях света их не видно. Ну как-то не принято в Японии играть на национальных инструментах рядом с императорским дворцом. Если и увидишь на знаменитой торговой улице Гинза музыканта, то это будет длинноволосый американец с англоязычным репертуаром.

В отпуск как на работу

В самой Америке, равно как и в Канаде, на улицах тоже практически не встретишь джаз-бэнды или солисток, мечтающих о славе Мадонны. В Северной Америке музыкантов, которых называют уличными, принято слушать в закрытых помещениях. При этом уровень исполнения и репертуар вполне сгодились бы для какой-нибудь авеню или стрит.

Другое дело Европа. В туристических центрах Старого Света музыканты облюбовали практически все площадки, где можно собрать дань с поклонников высокого искусства, а также туристов из России. В каждой стране, где мне довелось побывать, своя специфика и свои звезды.

В Севилье на теневой стороне центральной улицы (на солнечной при +40 особо не поиграешь) на протяжении нескольких лет блистал струнный квартет. Все музыканты в нем с консерваторским образованием и, естественно, из России. При появлении группы американских туристов неизменно звучала ария из «Кармен». В путеводителях ведь написано, что героиня новеллы Проспера Мериме и оперы Жоржа Бизе жила в столице Андалусии. Из-за этого туда американцы и приезжают.

- За месяц отпуска в Испании мы зарабатываем больше, чем за год в своем филармоническом оркестре, - поделился с корреспондентом «Смены» художественный руководитель этого коллектива. - Приезжаем сюда, как на работу. Жаль только, что испанцы перешли на евро. С песетами местные жители и туристы расставались более охотно.

Город, из которого приезжают на заработки российские музыканты, называть не стану. Крупный промышленный и культурный центр, где, увы, не подработаешь у стен местного кремля.

Хлебное место

Прекрасно говорят по-русски и участники ансамбля народных инструментов, которых много лет встречал у входа в амстердамский Рейксмузеум. Все они выпускники музыкальных вузов Санкт-Петербурга. Только родом из Монголии, и репертуар у них соответствующий. Голландцам нравится.

В Париже и Берлине музыканты облюбовали общественный транспорт. Сядешь, бывало, в вагон метро, а тут тебе аккордеонист, трио горячих латиноамериканских парней или, что самое страшное, - украинская дива с бандурой. В столице Франции уличных музыкантов заставляют брать специальные лицензии для выступлений в общественном транспорте. Поймают без нее - никакие шефские концерты для местной полиции не помогут.

Еще дальше пошли в Женеве, где желающие поработать уличными музыкантами должны сдать специальный экзамен. Хорошо еще, что до репертуарных комиссий, как в Советском Союзе, не додумались. В столице Германии между тем всерьез собираются внедрить передовой женевский опыт.

В берлинском муниципалитете оппозиционная партия внесла проект городского закона об упорядочении деятельности уличных музыкантов. Сейчас в Берлине можно заплатить чуть больше шести евро и играть себе на здоровье хоть в центре Унтер-ден-Линден. Хотя это хлебное место уже занято румынским мальчиком с аккордеоном. Играет он не ахти, но метрах в десяти от него просматривается «крыша» в лице двух родственников с хорошо развитой мускулатурой.

В Берлине, правда, существуют ограничения для работы трубадуров и менестрелей. Нельзя играть на одном месте более часа, использовать электронные усилители, духовые инструменты, располагаться рядом с торговыми точками. Да и оркестры больших форм вынуждены искать другой город. В столице Германии могут играть группы численностью не более трех человек.

Трубач с шарфом

В любом городе мира уличный музыкант должен быть тонким психологом. Только как они вычисляют в многоязычной толпе туристов даже молчащего россиянина, для меня просто загадка. В парижском метро, подходя к вам, французский шансонье перестанет петь, но заиграет «Калинку» или «Подмосковные вечера». И очень удивится, обнаружив в нехитром приспособлении для сбора гонорара монетку достоинством меньше двух евро.

Последнее знакомство с репертуаром уличных музыкантов у автора этих заметок состоялось в конце марта в Осло. Погода не располагала даже просто к долговременному пребыванию на свежем воздухе. Тем не менее на главной улице норвежской столицы Карл Йоханс Гате, заезжий музыкант, выводил до боли знакомые мелодии.

Российская школа явно прослушивалась и просматривалась. Подойдя ближе, в этом несложно было убедиться. На трубаче был зенитовский шарф!

- Как наши вчера сыграли? - прервав арию из «Аиды», спросил музыкант.

По случаю победы любимого клуба был исполнен «Город над вольной Невой», а также попурри из остальных песен Соловьева-Седого. Этот репертуар привлек японских туристов, которые поспешили запечатлеть питерского трубадура на свои мобильные телефоны.

Говорят, что у менестрелей, играющих на европейских перекрестках, есть своеобразная «Сухаревская конвенция» о разделе сфер влияния. Самым престижным местом, как Бердичев у сыновей лейтенанта Шмидта, считается, естественно, памятник бременским музыкантам. Как несложно догадаться, в Бремене.

Борис ХОДОРОВСКИЙ

Фото автора

12.10.2015