Как не дали отнять трамвай у народа

Городская дума Петербурга выступила против своеволия градоначальника. И победила

В конце мая 1914 года Петербург едва не охватили народные волнения. Причиной их могло стать постановление столичного градоначальника о новом порядке пользования петербургскими трамваями. Несколько дней горожане жили как на вулкане, готовясь то ли к стоянию в километровых очередях на трамвайных остановках, то ли к необходимости передвигаться по Питеру пешком.

Удар по слабым и бедным

Как это всегда бывает, новый порядок преследовал благую цель - бороться с переполненностью трамваев. С этой целью градоначальник устанавливал предельное число пассажиров для трамвайного вагона, превышать которое было категорически запрещено. Несоблюдение этих правил должно было караться очень серьезным наказанием - штрафом пятьсот рублей или арестом до трех месяцев.

На защиту петербуржцев грудью встала городская дума. Депутаты не побоялись открыто выступить против своеволия градоначальника. По их мнению, новые трамвайные правила представляли собой удар по малоимущим классам, штраф, а тем более арест - излишняя и совершенно ненужная строгость. Если постановление вступит в силу, предостерегали депутаты, то трамвай будет доступен только тем, кто умеет энергично и нахраписто работать локтями, устремляясь на заветные места в вагоне. А женщинам, старикам и детям придется ходить пешком.

За промахи власти отдувается народ

Одним из самых активных борцов за права горожан стал гласный городской думы и одновременно депутат Государственной думы Андрей Иванович Шингарев - один из основателей партии кадетов, будущий министр Временного правительства.

Шингарев выступил в городской думе с яркой и страстной речью, доказывая, что постановление градоначальника юридически незаконно и обрекает население на бедствия и лишения. Городская администрация, считал Шингарев, хочет свалить на петербуржцев свои промахи. В свое время отцы города запретили заказывать вагоны за границей и отдали их на откуп отечественным фабрикантам. Но те с полученными заказами вовремя не справились. В результате в городе возникла острая нехватка трамваев.

«Трамвайная гроза» миновала

Вскоре дело о новых трамвайных правилах дошло до Государственной думы. Все тот же Андрей Шингарев пророчествовал с думской трибуны: если постановление петербургского градоначальника не отменят, то в день его вступления в силу в городе начнется настоящее бедствие, а возможно, и народные волнения. Шингарев подчеркивал, что глава города превысил свои полномочия и грубо вторгся в сферу самоуправления. «Градоначальник своими распоряжениями нарушает порядок и спокойствие в Петербурге!» - заявил Шингарев.

Госдума единогласно поддержала депутатский запрос Шингарева. В тот же день исполняющий обязанности городского головы Демкин лично встречался с министром внутренних дел. И уже вечером на заседании городской думы с гордостью доложил: министр отменил решение градоначальника! Ответом были бурные рукоплескания.

Горожане тоже ликовали: «трамвайная гроза» миновала!

Кстати сказать, судьба депутата Шингарева, разогнавшего тучи над питерским трамваем, трагична: в ноябре 1917 года он был арестован, а позже - в январе 1918-го - убит пьяными матросами.

Сергей Глезеров

12.10.2015