Станция имени Константинова

Обычно в честь исследователей Арктики называли острова и заливы, побережья и архипелаги…

Первой в истории дрейфующей станцией, названной в честь знаменитого петербургского полярника - Юрия Борисовича Константинова, - стала «СП-33» К концу первой недели осени 2004 года все участники экспедиции на «Академике Федорове» дошли уже до предела. Пять дней мы совершенно безуспешно пытались отыскать в Северном Ледовитом океане подходящее пристанище для дрейфующей станции «Северный полюс-33».

Последние летние денечки

Начались разведывательные полеты в предпоследний день августа, когда «Академик Федоров» находился между 82-й и 83-й широтой, на 165-м восточном меридиане. Это был понедельник. К тому времени «Академик Федоров» прошел уже 5460 миль по семи морям и Северному Ледовитому океану.

Накануне первого полета настроение у всех было отличное.

Даже осторожный на прогнозы начальник экспедиции Иван Фролов смело раздавал обещания Алексею Висневскому - начальнику будущей «СП-33»:

  • Мы вам постараемся льдину железобетонную обеспечить.
  • Желательно еще и покрытую асфальтом, - в тон отвечал Висневский.

Все надеялись на удачу: мечтали льдину найти «с первого выстрела».
Первый полет - с экипажем Вадима Базыкина.

  • Летишь на три часа - одевайся как на неделю, - преду­предили меня ледовые разведчики.

Алексей Висневский уже в вертолете. Начальник будущей «СП-33» решил сам облететь все льдины-кандидатки.

  • Если льдина окажется неудачной, винить останется только себя, - философски замечает Висневский.

 

На борту вертолета Вадима Базыкина - палатка, надувная лодка, неприкосновенный запас продовольствия, спальники, термосы. Арктика всегда требует уважительного отношения и внимания.

...Около трех часов Ми-8 кружил надо льдами. Но туман был такой, что выше сорока метров подняться не удавалось. А это значит, обзор - минимальный. Как опытные ледовые разведчики ни пытались найти отмеченные на спутниковых снимках льдины, выйти на них так и не удалось.

«Благое дело в понедельник не начинают», - пробурчал капитан Валерий Викторов, когда мы «с пустыми руками» сели на вертолетную палубу.

Последние три дня мы шли в тяжелых льдах под проводкой самого мощного в мире атомного ледокола. Вместе преодолели почти 500 миль. Шли по пять-шесть миль в час. Пробитый «Арктикой» канал иногда тут же сжимали двухметровые льды. «Академик Федоров» то и дело застревал. А перед этим дрожь пробегала по всему судну.

«Это льдины о винт бьют, - разъяснял Виктор Комаровский - начальник океанологического отряда. - Здесь атомоходы знаешь, сколько лопастей потеряли? Не сосчитаешь. Каждый год ломают они свои стальные цветочки. А мы лопасти никогда не теряли, да нам и нельзя - у нас винт-то один».

...Следующий полет на поиски льдины для «СП-33» наметили на вторник. Но опять в небе - сплошное болото. Видимость - не больше ста метров. Летать в таком «молоке» бесполезно.

В Арктике уже почти зима. Метель. И температура - минус четыре. Вот такой он, последний день лета на полюсе относительной недоступности.

Прогноз пока тоже неутешительный.

И все же мы были уверены, что еще день-другой - и льдину для «СП-33» найдем.

Бесполезные «выстрелы»

А потом я потерял счет полетам.

За пять дней обследовали громадный - площадью аж полмиллиона километров - район океана: от 81-й до 86-й параллели!

Поля, намеченные еще в Петербурге по спутниковым снимкам как самые перспективные, нас подвели. Их нашли, пробурили, но они оказывались слишком тонкими, однолетними - меньше двух метров.

Двинулись дальше на север. На Ми-8 летали даже в другое полушарие - чуть ли не к берегам Канады. Вертолет провел в воздухе больше тридцати часов. Десятки раз садились на лед. А подходящей льдины все не могли найти. Лед кругом «гнилой» - для станции совершенно не подходящий.

Наши океанологи связались по радио со шведским ледоколом «Оден» - он как раз работал в районе Северного полюса. Попросили пригласить в рубку петербургского ледового разведчика Андрея Масанова - он помогал шведам пройти к 90-й широте. Андрей сообщил, что даже в районе полюса нет паковых полей, пригодных для станции и строительства взлетно-посадочной полосы.

Ну и дела! А ведь в прошлом году даже самый мощный в мире атомный ледокол не мог подняться выше 84-й параллели - мешали сплоченные льды.

Для поисков льдины год оказался явно неудачным. Да и дни в этих широтах для начала сентября стояли необычайно теплые. Обычно в это время здесь бывает минус    10 - 15, а сейчас ниже минус 7 температура не опускается. Отсюда и туманы. Солнышко мелькнуло лишь раз. И то на несколько часов. А ждать, пока распогодится, не было времени.

Мы приуныли. А я с горя придумал первую фразу будущего репортажа: «Академик Федоров» мечется по Ледовитому океану в сопровождении самого мощного в мире атомного ледокола «Арктика» в поисках льда». Было бы смешно, если бы не было так грустно.

А с какими надеждами мы чуть ли не месяц бежали на «Академике Федорове» через Северный Ледовитый океан! Дрейфующую станцию надеялись высадить к северу от Новосибирских островов.

О том, где начнет свою жизнь новая СП, было объявлено еще 10 августа - в день выхода «Академика Федорова» из Санкт-Петербурга. За несколько часов до начала четвертого рейса флагмана российского научного полярного флота в Арктику в кают-компании собрались десятки газетчиков, радиорепортеров и, кажется, не осталось пятачка, свободного от телевизионных камер.

Столь огромный интерес к будущему рейсу был понятен.

Впервые с 1991 года государство наконец-то выделило деньги на крупномасштабную высокоширотную арктическую экспедицию.

Только полярники знают, сколько сил и нервов ушло на то, чтобы добиться этого от правительства. Годы понадобились.

И если бы не энтузиазм руководителей Арктического и антарктического научно-исследовательского института, не бешеная энергия неугомонного Героя Советского Союза Артура Чилингарова - президента Ассоциации полярников и вице-спикера Госдумы, не усилия руководителя Росгидромета и президента Всемирной метеорологической организации Александра Бедрицкого, наша экспедиция вряд ли бы состоялась.

И вот наконец первая в истории новой России крупномасштабная арктическая экспедиция на «Академике Федорове», экспедиция, о которой столько лет мечтали, экспедиция с участием ученых из различных организаций Росгидромета, Министерства природных ресурсов, Российской академии наук. Впервые в истории отечественных полярных исследований дрейфующая станция будет высажена с помощью научно-экспедиционного судна, способного во время рейса исследовать Северный Ледовитый океан.

Так что перед выходом «Академика Федорова» настроение у всех было великолепным. И на пресс-конференции все ее участники постарались с помощью журналистов заразить этим настроением миллионы людей, объяснить, что «в преддверии Международного полярного года, намеченного на 2007 - 2008 годы, Россия наконец-то возвращает себе авторитет ведущей арктической державы».

А директор ААНИИ и руководитель нашей экспедиции «Арктика-2004» доктор географических наук Иван Фролов с гордостью сообщил журналистам, что новой дрейфующей станции будет присвоено имя известного полярника, многие годы возглавлявшего отдел экспедиций ААНИИ, - Юрия Борисовича Константинова. Фролов, правда, умолчал, сколько усилий пришлось ему затратить, чтобы убедить московское начальство из Росгидромета утвердить это решение ААНИИ. Ведь до этого такого прецедента не было. Имена полярников присваивали архипелагам и островам, бухтам и подводным хребтам. И вот впервые - дрейфующей станции.

Владимир Стругацкий

Фото автора (Продолжение в следующем номере)

 

12.10.2015