«Легким» Петербурга все труднее дышать

Если вырубка скверов не прекратится, северная столица превратится в каменный мешок

Эксперты утверждают, что ситуация с зелеными насаждениями в Петербурге оптимистична. Да-да, именно так, уважаемые жители каменных джунглей! Оказывается, в других городах бывает и хуже. В северной же столице планы садово-парковых хозяйств выполняются примерно на 40 процентов, и считается, что это не такой уж плохой показатель. Другое дело, что оставшиеся 60 процентов можно описать одним словом - бардак!

А скажите, чьи вы?

Площадь зеленых насаждений общего пользования (чиновники обозначают их ужасной аббревиатурой ЗНОП) в Петербурге - примерно 10 тысяч гектаров. Это не такая уж большая цифра. А еще десять лет назад их площадь составляла около 14 тысяч гектаров. Сокращались посадки в основном под строительные цели. Каждый житель Петербурга может вспомнить место, где еще совсем недавно был сквер, а теперь «цветет» бизнес-центр.

Вот только один пример двухлетней давности: на углу улиц Марата и Стремянной строится торгово-развлекательный центр, ради которого были уничтожены не только известные бани, но и сквер с прекрасными 25 - 30-летними кленами, липами, с цветущей сиренью, с гнездовьями синиц и скворцов.

Столь варварское отношение стало возможным из-за того, что город никак не может оформить зеленые зоны в... свою собственность! С точки зрения закона ситуация просто удивительная: фактически ЗНОП у нас есть (согласно городским законам их - почти 2,5 тысячи), но кадастровый учет прошли всего лишь несколько десятков из них.

Кстати, под законодательную защиту попали только территории, которые нужно сохранить любой ценой, - общеизвестные сады, парки, скверы. А ведь есть еще скромные пятачки растительности во дворах, не входящие ни в какие списки.

Удобный абсурд

- До начала 1990-х Управление садово-паркового хозяйства осуществляло общий учет зеленых насаждений вне зависимости от того, какой организации они принадлежат, - отмечает президент Санкт-Петербургской ассоциации озеленителей Ольга АРЖЕЛАС. - Сегодня эта система разрушена, и никто не назовет достоверно площадь всех зеленых насаждений города. Одни скверы принадлежат муниципалитетам, другие - предприятиям и так далее. Полноценный учет никто не ведет, нет единой концентрации сведений по зеленому фонду города. Могу сказать, что инвентаризация в некоторых муниципальных образованиях на деле оказывается порой настоящей фальсификацией: «Сколько у нас там? Ну, давай поставим гектар!» Это в том числе связано с тем, что стоимость кадастровых работ очень высока. Три года назад их все-таки начали, но на все зеленые насаждения денег у города не хватает. Некоторые специалисты проводят такие работы за свой счет, но это капля в море.

Отсутствие кадастровых документов стало удачной лазейкой для застройщиков: когда им хочется воткнуть в сквере очередную высотку, никто не может сказать «нет» - потому что невозможно доказать, что участок, на котором много лет растут деревья, действительно является зеленой зоной! Ведь в кадастр он не внесен. Абсурд, но очень удобный.

Пришел инвестор и все испортил

- «Отгрызанию» у города зеленых насаждений, на мой взгляд, способствует поведение КУГИ, - говорит эколог Александр КАРПОВ, директор Центра общественных экспертиз ЭКОМ. - Дело в том, что внутри парков зачастую располагаются объекты инфраструктуры, которые непосредственно зелеными насаждениями не являются, - корты, аттракционы и т. д. КУГИ выделяет под эти объекты отдельные земельные участки. После этого управление парком как единой структурой, естественно, разваливается. Отдельные объекты изымаются из территории общего пользования и при желании могут быть переданы инвесторам под новую застройку. И находившийся на территории парка туалет может легко превратиться в ресторан, а затем и в элитный дом.

Ярким примером такого подхода является Приморский парк Победы. В 1987 году в его территорию входила вся западная часть острова со стадионом, северное побережье с теннисными кортами, маленькие островки и южная часть как пляжная зона. Теперь ни стадион, ни корты, ни пляж к парку не относятся, зато вместо некоторых объектов тут выросли элитные высотки.

Впрочем, это далеко не единственный растерзанный парк в городе. И несмотря на вроде бы действующие законы и активную гражданскую позицию горожан, все чаще встающих на защиту зеленых насаждений, наступление инвесторов продолжается.

Климат суров и дорог

Кроме того, выращивание зеленых насаждений в городе - дело трудоемкое и дорогое. В этом году ситуация особая - бюджет на них сокращен в три раза. А норму посадок требуют выполнить в полном объеме.

Если в советские времена наш город выращивал для озеленения собственные растения - и деревья, и кустарники, и однолетние, и многолетние цветы, - то сейчас, к сожалению, мы почти все массово закупаем в зарубежных питомниках. В Финляндии, Швеции, Молдавии, Белоруссии. Но почвенно-климатических зон еще никто не отменял, а у нас эта зона очень специфична. В итоге при высокой цене растений мы не всегда получаем их столь же высокую выживаемость: на новом месте они начинают болеть. Конкретный пример: был период, когда город закупал ели в Германии. Их приживаемость, увы, не превысила даже 50 процентов.

Клумбы-затычки не помогут

Кстати, раньше было наоборот - в полностью разрушенном сегодня Пулковском питомнике растения закупали Финляндия и Швеция.

- А сегодня, обратите внимание, красивые цветущие кустарники - сирень и черемуха - на наших улицах отсутствуют почти полностью! - возмущается Ольга Аржелас. - Их не выращивают. Зато цветочный дизайн в Петербурге в последние годы выше всяких похвал. Но и тут есть нюансы. Как специалист с многолетним стажем, я могу сказать, что затраты на создание цветников однолетних растений на два порядка превышают те затраты, которые ушли бы на создание многолетних цветников. Если раньше многолетние цветы занимали около 40 процентов, то сейчас их практически не стало...

Профессор кафедры урбанистики и дизайна городской среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Валерий НЕФЕДОВ уверен, что главный недостаток процесса озеленения Петербурга - это отношение к ландшафтному дизайну как к средству приукрашивания города.

- В итоге мы имеем ряд нарядных улиц вместо решения основной проблемы, - говорит ученый, - а ведь нам нужны - буквально как воздух! - не клумбы, а так называемая «зеленая инфраструктура», без которой в условиях стремительного роста числа автомобилей скоро в городе будет нечем дышать.

Город ждет перемен

- Озелененные территории в Петербурге распределены неравномерно: относительной благополучностью средних цифр город во многом обязан изначально зеленым Петродворцовому, Приморскому и Курортному районам, - объясняет Валерий Нефедов. - Там же, где многие бывшие промышленные территории еще не успели застроить новыми бизнес-центрами или торговыми комплексами (Выборгский, Адмиралтейский районы), пока есть шанс для создания новых озелененных пространств! Многие новейшие парки Европы появились как раз на месте бывших фабрик и заводов. Это существенно исправило экологическую ситуацию в крупных западных городах.

«Зеленые» перемены в Петербурге давно назрели. И инвесторов, желающих «улучшить» существующий парк с помощью милого бизнес-центрика, нужно гнать поганой метлой вместе с коррумпированными чиновниками. Власть должна быстрее поворачиваться, отдав часть полномочий и бюджетов «на места» - муниципальным образованиям, которые вполне могут сами решать, чем именно засадить родной сквер (ведь сейчас сорт цветочков порой утверждается чуть ли не на уровне вице-губернатора!). И конкурсы среди компаний, желающих заняться ландшафтным дизайном, необходимо проводить.

Вот только останется ли в Петербурге свежий воздух к тому времени, как все эти перемены воплотятся в жизнь?

Софья ВЕЧТОМОВА

Фото Святослава АКИМОВА и Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015