Реклама и ремонт убили красоту подземки

«Смена» сравнила внешний вид станций Петербургского метрополитена четверть века назад и сейчас. И ужаснулась…
Темпы развития петербургского метро замедляются. В 2010 году он не получит из федерального бюджета на строительство новых станций ни рубля. Похоже, в самом ближайшем будущем метрополитену придется не жить, а выживать, считая каждую копейку. Жесткую экономию наверняка очень скоро почувствуют на себе простые пассажиры: дела в «подземном царстве» и так уже давно идут не очень. Чтобы понять, как много метро потеряло за минувшие десятилетия и чем ему пришлось пожертвовать, «Смена» решилась на необычный эксперимент. Мы нашли в архивах фотоснимки станций 20-летней давности. И попытались наложить их на современные виды. Вот что из этого получилось.

Подземка приходит в упадок

Сразу оговоримся, что из нашего эксперимента тут же выпала станция метро «Горьковская», введенная в действие в июле 1963 года. Вот уже целый год это настоящий призрак на схеме нашего метрополитена! Ничего не осталось ни от узнаваемого всеми петербуржцами вестибюля, ни от подземной составляющей.

Остальные станции, к счастью, пока доступны и открыты. Но и здесь слишком заметны следы времени. Наша подземка постепенно приходит в упадок, и это чувствуется почти везде. Обилие строительных и технологических конструкций, временных технических помещений, возведенных прямо в центре платформ, - верная примета питерского метрополитена эпохи Владимира Гарюгина. Бесконечный ремонт, а кое-где  и банальное латание дыр  не только осложняют жизнь пассажирам, но и портят внешний вид станций, многие из которых являются подлинными шедеврами архитектуры!

Плакаты затмили барельефы

А вот в 1980-х все было не так! С какой ностальгией мы разглядывали фотоснимки с видами нашего метрополитена: прямые перспективы, внешний лоск и «строгий, стройный вид»… Собственно, питерское метро всегда было консервативным. В советское время здесь господствовал минимализм: ничего лишнего, все чинно и благородно… Максимум света (в советское время на электричестве не экономили), никакой пестроты (сейчас она проявляется не только в рекламных плакатах, но также в новой системе навигации - безвкусных разноцветных указателях), много свободного пространства (в данный момент большую его часть съела легальная и нелегальная торговля)…

Что ни говори, а именно навязчивая и безвкусная реклама самым радикальным образом изменила в последние десятилетия внешний вид нашего метро. Сейчас она везде - на эскалаторах, на стенах и на гранитных колоннах, в вагонах и переходах… Чтобы использовать площади метро по полной, Владимиру Гарюгину остается посоветовать сдавать в аренду вестибюли и стены наклонного хода… Никакой концепции размещения рекламы в нашем метро нет и в помине, поэтому кричащие заголовки рекламных плакатов нередко соседствуют с историческими барельефами…

Кто вы, подземный архитектор?

Модные нововведения, в большинстве своем заимст­вованные в западных «сабвеях», также вряд ли можно признать полезными для нашей подземки. Например, вы уже замечали в нашем метро темно-синие будки дежурных? Постепенно они появ­ляются не только на новых станциях, но и на тех, что ввели в строй десятилетия назад… Согласитесь, что на станциях в красно-коричневых тонах такие будки смотрятся явно нелепо…

Похоже, внешним видом станций руководство метрополитена совершенно не озабочено. Максимум коммерческой выгоды - вот, вероятно, главный принцип, которому неотступно следует начальник подземного ведомства Владимир Гарюгин. Что ж, дурной пример, по-видимому, оказался заразительным. Памятники в Петербурге не берегут ни на земле, ни под землей…

«Технологический институт»

На этой станции, как нигде, заметно, что с нашим метрополитеном сделало обилие рекламных полотнищ. Плакаты, призывающие что-нибудь подлечить или куда-нибудь сходить, полностью убили исторический облик «Техноложки»… Остается только посочувствовать бедному Владимиру Ильичу, который несколько десятилетий назад еще не знал о тех чудесах, что творят врачи клиники «Лазерный доктор»…

«Гражданский проспект»

В отличие от советского времени, эскалаторы у нас теперь тоже не просто средство доставки пассажиров с земли в подземные вестибюли. В первую очередь это - выгодный рекламоноситель. Непонятно только, зачем на «Гражданском проспекте» потолок замазали грязно-серой краской? Белая, что ли, закончилась?

«Кировский завод»

На этой станции явные проблемы с освещением. Почти половина лампочек неисправны! Старые лампы перегорают, а менять их сотрудники метро не торопятся.

«Гостиный двор»

Это в советское время «Гостинка» была вместительной и просторной. Теперь свободные пространства заняли технологические помещения - например, выросшая в центре платформы серая коробка сборно-разборного модуля. Говорят, что такие конструкции необходимы для проведения ремонтных работ. Но коробка стоит здесь уже несколько лет. Неужели ремонты бесконечны?

«Маяковская»

Картина та же, что и на «Гостинке». Прибавьте максимум пестрой рекламы плюс бесконечную давку. И вы получите одну из самых проблемных станций питерского метрополитена…

«Черная речка»

Скульптура Александра Пушкина теперь отгорожена от пассажиров металлической цепью. Но это еще полбеды. Бедного поэта зачем-то заставили со всех сторон технологическими конструкциями…

«Площадь Мужества»

Оценить сегодняшний облик этой станции довольно проблематично. Сейчас здесь идет ремонт - меняют облицовку путевых стен. И как всегда - ни одного объявления о сроках окончания реконструкции. Пассажирам знать не положено?

«Электросила»

Прекрасная мозаика с необычным сюжетом, расположенная в центре платформы, скрыта от посторонних глаз. На этой станции тоже идет ремонт. И по обыкновению о сроках его завершения - ни слова…

Подготовила Юлия Фролова

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА


12.10.2015