Есть только мы между прошлым и будущим

Главные редакторы «Смены» разных эпох подводят итоги и размышляют о завтрашнем дне газеты
Газеты без планерки не бывает. Журналисты подводят итоги, отмечают лучшее, анализируют причины ошибок, предлагают новые темы, спорят о свежих решениях, ищут неожиданные ходы. Планерка - рабочий газетный инструмент для продвижения к будущему - выходу интересного, живого, значимого, острого номера.

Юбилейная планерка, состоявшаяся накануне 90-летнего юбилея «Смены», прошла по-праздничному приподнято: в ней участвовали главные редакторы «Смены»: Алла Белякова, руководившая газетой в 1966 - 1973 годах, Геннадий Селезнев (1975 - 1980), Татьяна Федорова (1981 - 1986), Галина Леонтьева (1990 - 1992), Сергей Балуев (1994 - 1998) и Олег Засорин, возглавляющий «Смену» с 2002 года.

Главреды обошлись без многословных поздравлений. Планерку провели профессионально, по-деловому и с огоньком: дискутировали, предлагали, делились опытом, искали лучшее из того, что срабатывало в прежние годы, нащупывали перспективу развития. Горячее участие приняли в обсуждении и журналисты - ветераны «Смены», студенты журфака Университета. Подводя итоги, ведущая «круглого стола» главный редактор «БалтИнфо» Екатерина Додзина сказала: «Смена» живет. Вызывает живой отклик. Значит, у нее есть будущее!»

Подведение итогов: о радостном и горьком

Алла Белякова: «Впервые, впервые, впервые»

- Мы жили мыслями о будущем. И у нас многое было впервые. На полосах то и дело мелькало: «впервые», «впервые», «впервые»... Отстаивали первый Дворец бракосочетания, впервые проводили персональные выставки молодых художников в зале редакции. Организовали мас­су молодежных конкурсов. Например, конкурс начинающих певцов «Весенний ключ». Многие таланты «Смена» вывела в люди.

Геннадий Селезнев: «Молодые, заводные, неформальные»

- Я пришел в «Смену», когда она была на взлете. Мне до?сталась хорошая газета. Все удивлялись, как это так: «Московский комсомолец» имеет тираж 110 тысяч, а «Смена» - 230 тысяч? «Смена» была, конечно, молодежная, но она была и общеполитическая. Нас все интересовало. Таких изданий было раз-два и обчелся. Привлекали вот такой своей заостренной точкой зрения на то или иное событие.

Я помню, когда мы давали целые литературные страницы в газете. А клуб «Ровесник»! Ребятам давали задания, они бегали, искали материал.

Мы были молодые, заводные, неформальные. Старались сделать интересно, вкусно, чтобы нас читали. Без сухомятки.

У нас же было 240 молодежных газет и журналов в Советском Союзе! Огромное количество! Расцвет молодежной журналистики, множество конкурсов! И мы, сменовцы, хотели везде победить.

Татьяна Федорова: «О человеке - интересно»

- У меня был благодатный период работы в «Смене» - ее очень любили читатели.

Держались двух принципов: во-первых, мы должны писать о том, что интересно всем, а во-вторых - чтобы это было о человеке.

Я приезжала на работу в полдевятого. Потому что зна­ла: в девять часов все наши обкомовские руководители вошли в кабинеты и первой они открыли «Смену», тут же нашли ошибку или какой-то неправильный с их точки зрения материал, тут же начинали звонить и ругаться самыми разными словами. Но если у редактора была собственная позиция по какому-то вопросу, то разговаривать с ним было очень сложно. Мы умели защищаться. Главного редактора вызывали в обком, там ругали. Но принцип главных редакторов был один: ты получай там свои шишки, но в газету ты должен приехать - и чтобы журналисты даже не заметили.

Коллектив «Смены» всегда был очень сложным. Об этом можно даже судить по тому, где сегодня работают бывшие сменовцы (а они либо возглавляют издания, либо являются ведущими журналистами). Такое большое количество талантов - это всегда очень сложно.
Позиция редактора была неизменна: беречь журналистов, отводить от них удар и делать интересную газету.

Галина Леонтьева: «Единственная независимая»

- 90-е - страшные прекрасные годы. Когда я стала редактором «Смены», я приняла на работу много талантливых людей - больше моих заслуг нет никаких. Вот с этой бандой талантливых людей газета «Смена» стала рупором демократии.

Мы делали газету для лю­дей, которые хотели другой жизни, которые не хотели цензуры, которые хотели демократически мыслить. А
бы­ло этим людям 20 или 60 лет - не важно. У нас был тираж 350 тысяч экземпляров. И читали нас потому, что мы были отчаянно смелыми: Сергей Балуев первым в Советском Со­юзе покритиковал Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, первый раз покритиковали КГБ на первой полосе. Было страшно? Было. Я в Смольный до сих пор боюсь ходить. Я приходила утром на работу - звонок по смольнинской вертушке (он «инфарктник» назывался). Знакомый инструктор обкома говорит: «Га­ля, они уже прочитали газету. Все. Не снимай больше трубку». Са­мое страшное, что было мож­но со мной сделать, - это уволить с «белым билетом». А значит, я потеряла бы профессию, о которой мечтала с 12 лет.

Август 1990 года. Мы стали первой независимой газетой в СССР, но для этого пришлось провести голодовку на Исаакиевской площади. В то время еще никто не голодал, еще шахтеры не ложились на рельсы. Сначала мы бастовали, пустые места оставляли на полосе, потом отголодали 10 часов на Исаакиевской площади. Город пришел на площадь. А в городе были табачные бунты - и горожане несли нам воду и сигареты. К концу дня сообщили: нас зарегистрировали как независимое от обкома издание. «Смена» стала свободной.

Сергей Балуев: «Такого единения никогда больше не видел»

- В 90-х был общий подъем. Народ читал газеты, мечтал их получать. Подъем был и внутри редакции. Такого единения редакции я лично никогда больше не видел. Пик тиража «Смены» был в 1989 - 1991 годах, самый большой в дни путча - 420 тысяч экземп­ляров. Специально допечатывали. Стояли абсолютно хулиганские заголовки - сейчас бы я такие не поставил.

А потом денег стало меньше. А потом не стало совсем. Стало ясно: надо что-то делать! В общем, у «Смены» появились собственники. Проходило много шумных собраний, потом споры с новыми акционерами. Народ из редакции начал разбегаться. Интерес к прессе стал угасать...

Олег Засорин: «Общество отвыкло от прессы»

- Я думаю, у каждого редактора были сложные и счастливые времена в «Смене». Алла Алексеевна и Геннадий Николаевич рассказывают, что читатели горели идеями. Не только журналисты, но и читатели!

К сожалению, сейчас огромному количеству людей пресса не нужна. Да и вообще ничего не нужно. Это результат многочисленных обманов, которые были со стороны власти в 90-е годы, и результат вранья прессы, падения профессионализма журналистов. Нам не верят. Есть апатия и в журналистской среде, и в обществе.

И другое страшное явление - использование судов для борьбы с теми, кто говорит правду. Многие журналисты опасаются судебных исков, оттого и сегодняшняя пресса совершенно беззуба. «Сме­на» за годы моего редакторства прошла 36 судебных процессов.
Большинство ис­ков мы выиграли. Но общая судебная практика, сложившаяся в стране, не позволяет говорить о том, что журналист, написавший правду, всегда будет защищен.

Когда в 2006 году «Смена» проиграла суд по иску одной фармацевтической фирмы, о которой мы написали правду, и выплатила полтора миллиона рублей, определенный страх появился и у меня. Те, кто сегодня поднимает острые темы, понимают, что завтра их могут привлечь к суду. Не уволить, не исключить из партии, а заставить платить огромные деньги. Вот две проблемы, которые стоят перед прессой: утрата доверия, вызванная апатией общества и апатией журналистов, и несовершенство судебной системы.

Взгляд в будущее: с тревогой и надеждой


Алла Белякова: «Нужна господдержка»

- Будущее начинается с детей. Если раньше были «Ленинские искры», журналы «Костер», «Искорка», «Веселые картинки», «Мурзилка» - да много чего было, - сейчас нет детских изданий. Все прикрыто. Почему «Смену» раньше так хорошо читали? Потому что до этого каждый школьник читал «Ленинские искры». Дети вырастали читателями, подготовленными читателями газет. Нужна государственная поддержка детской и молодежной прессы.

Геннадий Селезнев: «Перспектива есть!»

- Сегодня молодежь продвинутая, она и в 18 лет размышляет как сорокалетние. Она лучше Чубайса разбирается в нанотехнологиях, сидит в Интернете и обсуждает там вопросы, которые ни одна газета никогда не осветит.

Молодежная пресса была, потому что в нее вкладывались государственные средства. Сегодня не найдется ни одного финансиста, который бы вложил деньги в молодежное издание. Это очень дорого. Если не будет государство помогать, выделяя достаточно средств на развитие молодежных изданий, не будет у нас молодежной печати! А вот что касается Интернета - то здесь перспектива есть.

Татьяна Федорова: «Возродить традиции»

- В последнее время стала читать газету «Смена» (много лет ее не читала), и она меня радует: на мой взгляд, «Сме­на» на верном пути. Она пи­шет о том, что интересно людям.

Надо возродить некоторые традиции, например клуб юных корреспондентов «Ровесник». Конечно, нужны лю­ди, которые будут этим заниматься искренне, с любовью и энтузиазмом.

Галина Леонтьева: «Верю!»

- Я верю в будущее «Смены». Не было в моей жизни газеты лучше, чем «Смена», - это боль моя, любовь моя, горе мое и мое счастье!

Надо исследовать, чего хочет, чего боится, о чем мечтает сегодня молодежь. Если исходя из этого делать газету, она может стать востребованной у молодой аудитории.

Сергей Балуев: «Трибуну - молодежи»

- На мой взгляд, путь один - дать молодежи трибуну, дать ей возможность реализоваться. Есть газета как бизнес-проект, есть газета как творческая штука. Мне кажется, что как бизнес-проект молодежное издание или молодежный портал вполне возможен. Но тому, кто сегодня из молодежного издания сделает прибыльную вещь, надо памятник поставить. А если говорить о молодежной прессе творческой, не прибыльной - надо дать молодым та­кую возможность. Они должны пробовать.

Олег Засорин: «Приходите к нам в «Смену»!»


- Сегодня у нас на «круглом столе» присутствуют ребята, будущие журналисты, которые сильно отличаются от общей серой массы.

Может быть, имеет смысл создавать целенаправленно издание для интеллектуальной молодежи?

Наверное, это единственный путь для восстановления прессы, потому что желтизна, которую сейчас эксплуатируют почти все СМИ, - это путь в никуда. Есть идея создать под крылом «Смены» главный городской молодежный интернет-портал, где молодежь, которая к чему-то стремится, а не стоит у ларька с пивом, получила бы возможность высказываться.

Сегодня прозвучало столько интересных воспоминаний, столько новых идей - и от главных редакторов, и от ребят-студентов.

Приходите к нам в «Смену». Давайте вместе сделаем молодежный интернет-проект, давайте вернем «Смене» славу молодежной газеты!

Людмила Андреева

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА и Святослава АКИМОВА


12.10.2015