Асхат Зиганшин: «Только не надо мне больше дарить сапоги!»

Герой океанской эпопеи 1960 года помнит все, как будто это было только вчера
«Зиганшин-буги, Зиганшин-рок, Зиганшин съел второй сапог» - это о нем, ныне простом питерском пенсионере Асхате Зиганшине, сложили песню рок-н-ролльщики. Пятьдесят лет назад о Зиганшине и его товарищах узнал весь мир.

В ночь на 17 января 1960 года в штормовую погоду самоходная баржа Т-36, стоявшая на разгрузке у Курильских островов, была сорвана с якоря и унесена в открытое море. На борту находились четверо военнослужащих строительных войск: младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов. Скудные запасы еды быстро закончились. В пищу пошли кожаные ремни, а потом несколько пар кирзовых сапог. 7 марта истощенные и обессиленные люди были подобраны американским авианосцем «Кирсэрдж». Их эпопея продолжалась 49 дней.

Советские моряки не только выжили в экстремальных условиях, питаясь бульоном из сапог, но и немножко приоткрыли «железный занавес». Накануне круглой даты корреспондент «Смены» побеседовала с Асхатом Зиганшиным.

- Асхат Рахимзянович, вы сами-то о круглой дате не забыли?


- Как тут забудешь: постоянно кто-то напоминает. Журналисты, друзья, знакомые… Да и сам на календарь взгляну - и сразу думаю: приближается 17 января. Для меня это особенная дата, как вы понимаете. Кстати, в этом году она выпадает на воскресенье. И в 1960-м, когда нас унесло в открытое море, тоже было воскресенье…

- 50-летие тех событий отмечать собираетесь?

- Ну застолий точно устраивать не буду. Все-таки 17 января - дата начала трагических событий. А вот уже 7 марта, день, когда нас спасли американцы, действительно можно считать праздником.

Созвонимся с Толей Крючковским, он ведь сейчас живет в Киеве. Нас, участников тех событий, только двое в живых осталось. Тогда и поздравим друг друга.

- Сохранилось ли у вас что-то памятное о 49 днях в океане?

- Да почти ничего! Только в памяти все живо настолько, словно было вчера. Даже не верится, что полвека прошло. Еще есть фотоальбом и газетные вырезки. Но их в последнее время смотрю все реже.

- А как же многочисленные пары сапог, которые вам неоднократно дарили?

- Их было всего две. Одни, шоколадные, московские кондитеры прислали. Их давно съели родные. А вторые, кирзовые, на съемках одной телепередачи подарили. Я их на даче носил. Но потом наш домик сгорел, и сапоги тоже в пожаре погибли…

- Наверное, друзья подарят к юбилейной дате новые?

- Нет, подарков мне никаких не надо. Главное, было бы здоровье. Мне уже 71 год, и оно неважное. Курю уже больше полувека, а бросить не могу. Хоть и кашель замучил. Даже на зимнюю рыбалку ходить перестал. Но на работу пока бегаю. Сутки через трое тружусь охранником на лодочной станции Морской академии имени адмирала Макарова. Зарплаты и пенсии на жизнь хватает. Так что грех жаловаться!

Ольга РЯБИНИНА

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА


12.10.2015