Дмитрий Шагин: «Любой алкоголик все равно бросит пить»

Знаменитый митек считает себя счастливчиком - ведь он вовремя завязал с алкоголем

Своим творчеством митьки всегда старались приносить людям смех и радость, заряжать позитивной энергией. Самый знаменитый митек Дмитрий Шагин и сейчас о серьезных и даже трагических вещах говорит с юмором. Поскольку улыбка порой куда полезнее очередной порции унылой демагогии. В беседе с корреспондентом «Смены» Шагин рассказал о своей борьбе сначала «за», а потом и «против» пьянства, о сравнениях с Энди Уорхолом и Казимиром Малевичем, а также о популярности митьков за пределами России. В том числе и в Африке.

Первая выставка, первая облава

- Митьки радуют своим творчеством уже более четверти века. Срок, мягко говоря, немалый...

- Вы правы. Кстати, наша первая выставка прошла как раз около 25 лет назад, в начале 1985-го, на квартире у моего друга - художника Сергея Чекменева. Правда, просуществовала она совсем недолго, поскольку пришла милиция и всех разогнала. А Чекменева и вовсе упекли в сумасшедший дом. К счастью, ненадолго.

- Неужели настучал кто?

- Не думаю, просто с конспирацией у друга было туговато - он развешивал объявления о предстоящей выставке в общественном транспорте - трамваях, троллейбусах. Грубо говоря, сам напросился на облаву. Кстати, осенью того же года в Доме ученых в Усть-Ижоре состоялась уже дебютная масштабная выставка митьков. Помню, на открытии у нас тогда выступал Борис Гребенщиков, а на закрытии - Виктор Цой с «Кино». С рокерами нас всегда связывали дружеские отношения.

- Цензура в искусстве - это, конечно, ужасно. Зато, выставляя свои произведения на всеобщее обозрение, вы наверняка чувствовали себя настоящими борцами за свободу?

- Конечно, чувствовали. Середина восьмидесятых - вообще довольно романтичный период. Не скажу, что специально протестовали против  советской действительности. Мы просто делали, что нам интересно, а порой выражали свое мнение по злободневным вопросам. Без особой политкорректности. Само собой, цензоры от этого были не в восторге. К примеру, им очень не понравился мой портрет Николая Гумилева и особенно гравюра Васи Голубева «Митьки отправляют Брежнева в Афганистан».

Без алкоголя жить веселее

- Но ведь вскоре перестройка началась. Разве не попроще стало?

- С одной стороны, да. Но с другой - как раз на заре перестройки Михаил Горбачев ввел сухой закон. И начались жуткие перегибы: вырубались целые виноградники, не говоря уже о ликвидации огромного количества пивных ларьков. Митьки такое варварство не поддержали, мы решили бороться с ним по мере сил. Не на митингах, а собственным веселым пьянством. Даже шутили по этому поводу: «Ответили на красный горбачевский террор белой горячкой!»

- Но потом вы ведь и сами бросили пить!

- Да, за последние 17 лет не употребил ни капли алкоголя. Вообще, фанаты, почитатели даже обвиняли нас в том, что многие из нас завязали с выпивкой. Мол, трезвость и митьки как-то не сочетаются. Однако я с этим не согласен. Поскольку выяснил, что жить без алкоголя даже веселее, чем с ним. Более радостно, что ли. К тому же не стоит забывать: в начале 90-х народ травили жутким спиртом, а пили мы, что скрывать, очень много. И не остановись я в тот момент, то наверняка долго бы не протянул. Знаю, о чем говорю, ведь многие талантливые друзья умерли от этой ужасной болезни. Позволю себе черный, но, увы, актуальный юмор: «Любой алкоголик все равно бросит пить. Счастливый сделает это еще при жизни». Так что я - счастливчик!

Финны в тельняшках

- В Америке в 60 - 80-х годах творил знаменитый Энди Уорхол. Он так же, как и митьки, уходил от традиционных форматов, не ограничивался каким-то видом искусства. Может, американец и на вас каким-то образом повлиял?

- Нет, когда зарождалось наше движение, мы об Уорхоле ничего толком и не знали. Потом, конечно, узнали Энди как замечательного рисовальщика, интересного художника. Может, мы действительно в чем-то схожи, но только как все художники, которые работают не ради славы и денег, а просто хотят показать свое видение миру. Зато, думаю, без Казимира Малевича не было бы с творческой точки зрения ни Уорхола, ни меня. Все знают его знаменитый «Черный квадрат», но творчество Малевича куда многограннее, некоторые из его работ сделаны, скажем так, в предмитьковском ключе. Также значительное влияние на меня оказало творчество моих родителей, входивших в «Общество непродающихся живописцев».

- В разгар перестройки ваши работы оценили на Западе. Но потом ажиотаж вокруг митьков угас. Прошла мода на советский авангард?

- Действительно, пик интереса к нам пришелся на пик увлечения перестроечной Россией. Режиссер Алексей Учитель, в те времена занимавшийся кинодокументалистикой, снял фильм «Митьки в Европе» про три наши большие выставки - в Антверпене, Кельне и Париже. Но потом в Старом Свете обратили внимание на других интересных художников, нашли новых героев. Хотя нельзя сказать, что о нас совсем уж забыли. Недавно выставлялись в четырех музеях современного искусства Финляндии, так что международное признание есть. Причем некоторые финны приходили к нам одетыми в тельняшки. Настоящие финские митьки!

Коллеги из Зимбабве

- Интересно, а у вас есть филиалы в других странах мира?

- Филиалов нет, а митьки есть. В Америке, в Англии. Помню, как-то приехали на Сардинию, а там нас уже встречали местные митьки. Выяснилось, что они посмотрели мультфильм «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер» и пришли от него в полный восторг. Кроме того, недавно во время одной из наших акций «Петербург. Остановки по требованию» встретили митька-барабанщика из Зимбабве.

 
- Значит, и до Африки добрались?!

- Вообще-то этот конкретный митек познакомился с нашими идеями в Великом Новгороде. Но в Африке о нас тоже, поверьте, знают - в начале 90-х прошлого века туда ездили российские геологи-митьки. Естественно, ставили местному населению записи с митьковскими альбомами, культурно просвещали, а потом и тельняшки в Африку завезли...

 
Сергей ПОДУШКИН

12.10.2015