Лариса Луппиан: «Талант виден и по движению ресницы»

Известная актриса считает, что соперничество в семье - это ужасно
Как известно, весь мир - театр, а люди в нем актеры. Причем некоторые из них актеры очень хорошие. В частности, Лариса Луппиан. Не только супруга Михаила Боярского и мать Лизы Боярской, но и превосходная театральная актриса. О настоящем и будущем театра Лариса Регинальдовна побеседовала с корреспондентом «Смены».

Только не кашлять!


- Телевидение, кино с его новомодным 3D-форматом - конкуренция за внимание зрителя велика как никогда. Но популярность театральных постановок в Петербурге остается стабильно высокой - в чем секрет?


- В том, что это живое искусство. Такой эффект присутствия не обеспечишь никаким 3D. Людям нравится наблюдать за любимыми актерами: как те сегодня, в данный конкретный момент, выглядят, как стареют...

- А вы чувствуете энергетику зала?

- Вообще-то хозяином публики всегда должен быть актер. Управлять ею словно хороший фокусник. Идеальный зал - очень тихий, по крайней мере на драматических спектаклях. Когда никто даже не покашливает, все вовлечены в происходящее на сцене, стоит гробовая тишина. Когда же начинаются посторонние шумы, это своего рода сигнал для актеров. Значит, что-то идет не так, требуется немедленно провести внутреннюю корректировку. На мой взгляд, спектакль можно сравнить с сеансом психотерапии. И чтобы эффект получился максимальным, требуется полностью завладеть вниманием зрителя.

- В последние годы все большую популярность набирает антреприза. Такие коммерчески выгодные спектакли, в которых, в частности, играете и вы, - просто хороший дополнительный заработок или все-таки высокое искусство?


- Антреприза антрепризе рознь. Да, это выгодный, хороший бизнес, некоторые легкомысленные комедии действительно ориентированы на сиюминутный интерес у публики. Однако я, как и многие мои коллеги, смотрю сначала не на сумму гонорара, а на материал - интересен он или нет. Не играю только ради денег. Кстати, на базе нашего Театра имени Ленсовета существует заведомо убыточная Лаборатория молодых режиссеров,  создающих спектакли некоммерческие, экспериментальные, но не лишенные интересных творческих открытий. Такие постановки, безусловно, тоже необходимы.

Будущее за продюсерами

- В начале девяностых годов вы вели на питерском телевидении «Театральный дневник». Передачу, если не ошибаюсь, просветительского характера...

- Скорее информационно-просветительского. Делала «Театральный дневник» я по сути за свой счет, денег за него на телевидении не давали, а потом и вовсе закрыли. Признаюсь, меня там попросту съели, относились с нескрываемым пренебрежением и даже презрением. И это навсегда отбило у меня охоту создавать подобные проекты.

- Как вы считаете, почему у больших театральных режиссеров бешеной популярностью по-прежнему пользуются пьесы Шекспира, созданные на рубеже XVI - XVII веков? Как объяснить, что практически никому не интересен современный материал, написанный молодыми драматургами?

- Я отношусь к этому как к бессилию нашего времени создать что-то равное по уровню драматургии «Гамлету», «Ромео и Джульетте», «Отелло»... Такие мастера,  как Шекспир, Мольер, Островский, рождаются, по-видимому, раз в 300 - 400 лет. И их произведения не потеряли актуальности и сейчас, поскольку талантливо говорят о вечных ценностях и проблемах - любви, ревности, предательстве.

- Все течет, все меняется. Каких изменений ждать на российской сцене?

- Репертуарный театр дышит на ладан, будущее за продюсерскими театрами. Именно талантливые менеджеры вроде руководителя «Приюта комедианта» Виктора Минкова, а не режиссеры должны стоять у руля. Поскольку сильные режиссеры сейчас нарасхват, они востребованы в том числе и за границей и не хотят тащить на себе театры за маленькие оклады. К тому же такие знаменитости, как Марк Захаров, Галина Волчек, не молодеют, скоро им придется передавать бразды правления своими театрами в другие руки. И кто же их заменит? Только продюсеры, которых централизованно, с помощью государства, надо обучать на специальных курсах.

- Наши театры высоко котируются на мировой арене?

- Очень высоко. К примеру, МДТ - Театр Европы Льва Додина круглый год разъезжает по Старому Свету. Но там все отлажено до автоматизма, а вывезти, к примеру, наш театр куда-то - труд колоссальный и неподъемный. Хотя мы все же регулярно выбираемся на театральный фестиваль в Марсель и пользуемся там большой популярностью.

«Мы актеры, а не спортсмены»

- Признайтесь, приходилось «выгрызать» роли? Или вы для этого слишком мягкий человек?

- В театре ничего невозможно «выгрызть» по определению. Поскольку здесь все зависит от таланта и мастерства - сразу ясно, кто что собой представляет. Это видно по всему - по шагу на сцене, по движению ресницы. В кино, конечно, немного иначе - требуется удача, личная инициатива, связи. Поэтому порой даже средние артисты востребованы - постоянно снимаются, много зарабатывают. Впрочем, нельзя сказать, что в кино обо мне совсем не вспоминают. Недавно снялась в сериале «Слово женщине». 253 серии, конвейер, конечно, работа на выживание, но получилось, на мой взгляд, совсем неплохо.

- Тем не менее в плане популярности вы все же уступаете мужу и дочери. Переживаете по этому поводу?


- Ничуть. Поскольку у нас нет первых, вторых и третьих мест. Внутреннее соперничество - это ужасно омерзительно, особенно в семье. Да и в коллективе тоже. Мы же не спортсмены, не за медали боремся. Главный критерий оценки нашей работы - признание зрителей.

- На вашу дочь Лизу Боярскую слава обрушилась в юном возрасте. Согласитесь, в психологическом плане это довольно опасно.


- Очень важно, что Лиза выросла в актерской семье. И все сама прекрасно понимает об актерской славе, относится к ней иронически, даже философски. И не питает иллюзий. Все может быть: сейчас ты на гребне волны, а через десять лет в забвении. Так что лучше всего руководствоваться девизом: делай что должен, и будь что будет.

Сергей ПОДУШКИН

12.10.2015