«СП-38»: старт дан

Атомный ледокол «Россия» ищет в Северном Ледовитом океане льдину для новой дрейфующей станции. В составе экспедиции - спецкор «Смены» Владимир Стругацкий

В субботу утром над мурманским причалом «Атомфлота», где швартовалась «Россия», по трансляции прозвучало: «Палубной команде убрать парадный трап».

Поехали!


...И тут же мы все вздохнули с облегчением.

Не только потому, что наконец кончилась предотходная суета, все грузы каким-то чудом все же оказались на палубе и даже контейнер с пивом для зимовщиков, к оторый сначала таможенники наотрез отказались пропускать - мол, распивать пиво на атомных судах не положено. А потом смилостивились и наконец поняли, что пиво-то не для экипажа ледокола и даже не для участников экспедиции, а для тех пятнадцати полярников, которым предстоит зимовать на будущей льдине, если повезет, целый год.

Мы все с облегчением вздохнули, когда увидели, что под марш «Прощание славянки» многочисленные уважаемые гости - члены Морской коллегии России - в сопровождении почти столь же многочисленной охраны, запретившей на всякий случай нам высовываться из своих кают, наконец покидают борт. Вице-премьер Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин, руководители еще нескольких министерств и ведомств. Пожалуй, ни у одной арктической экспедиции последних десятилетий не было столь высокопоставленных провожатых. Тут, конечно, дело в том, что экспедиция наша организована благодаря усилиям Чилингарова - самого знаменито­го российского полярника и специального представителя президента по Арктике и Антарктике. Это ему удалось во время недавнего полета с премьер-министром в Тикси доказать необходимость высадки уже осенью этого года новой российской дрейфующей станции.

России дышат в спину

Надежды на организацию станции почти не было. Предыдущую - «СП-37» - пришлось срочно эвакуировать с помощью той же «России» в начале июня: ее льдину унесло к берегам Канады, начало крошить… Ну а на новую станцию правительство обещало выделить деньги в лучшем случае только в 2011 году. Чилингаров сумел убедить, что Россия не вправе сдавать свои лидирующие позиции в Арктике. Тем более - сегодня, когда все приарктические государства наперегонки стремятся предъявить свои претензии на арктический шельф.

Кстати, накануне экспедиции Чилингаров встречался с премьер-министром Канады и тот еще раз заявил, что его страна собирается уже через год подать заявку на право владения частью шельфа. Канадцы активно пытаются доказать, что те же самые хребты Ломоносова и Менделеева, о которых мы говорим как о продолжении российского континентального шельфа, являются продолжением территории Канады. Так что, учитывая цену вопроса - громадные запасы полезных ископаемых и углеводородов на дне самого северного на Земле океана, - России надо стремительно и как можно быстрее расширять свои научные исследования в Арктике, в том числе и с помощью дрейфующих станций. Нам, как говорится, уже дышат в спину. И к сожалению, не только канадцы.

Подходящую льдину найти непросто

Через несколько дней наша «Россия» надеется встретиться с мощным научным тандемом - атомным ледоколом «Ямал» и научно-экспедиционным судном «Академик Федоров». Они уже почти три месяца работают в Арк­тике, изучая границы российского шельфа. В составе этой экспедиции специалисты десятков ведомств, в том числе, конечно, и Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Им уже удалось проверить во время ледовой разведки несколько перспективных, с точки зрения специалистов по спутниковой информации, для высадки станции ледовых полей. Но все они, как назло, оказались слишком тонкими - меньше двух метров.

- А станцию мы должны высадить на льдину хотя бы толщиной два-три метра, - объяснил мне мой давний знакомый - руководитель научно-оперативного отряда нашей экспедиции, кандидат географических наук Александр Юлин. Александр руководит в ААНИИ лабораторией ледовых прогнозов. В 2005-м мы вместе с ним шли на «Академике Федорове» высаживать «СП-34» и впервые в мире достигли точки полюса на транспортном судне без помощи ледоколов.

Слетаем за собаками

Пока идем по чистой воде, и даже птицы кружат порой над серым, хмурым Баренцевым морем - первом на нашем пути. А это явный признак, что берег близко. Капитан «России» Олег Щапин планирует, обогнув мыс Желания, в понедельник вечером вой­ти в Карское море, а во вторник утром подойти как можно ближе к острову Визе, где мы должны забрать двух собак - их там, на полярной станции, оставили летом после эвакуации «СП-37». Нашим вертолетчикам во главе с Виктором Кукушкиным предстоит за ними слетать. «Надо лететь, как только рассветет, - говорит Чилингаров. - Готовьтесь на пять утра».

Оттуда через пролив Вилькицкого - в море Лаптевых. Пойдем к северу от Новосибирских островов в Восточно-Сибирское море. Там, к северо-западу от острова Врангеля, начнем ледовую разведку - поиски льдины.

Спутник видит не все

- Обследовать придется довольно солидную часть океана: от 75-й до 85-й широты и от 150‑го до 160‑го меридиана, - поясняет начальник научно-оперативного отряда. - Это квадратик, считай, площадью с иное европейское государство - чуть ли не 70 тысяч квадратных километров.

- Ну а почему вы заранее не выбрали подходящую льдину по спутниковым снимкам?

- Только потому, что это невозможно. Спутник дает лишь размеры и форму льдины, но не позволяет точно определить ее толщину. Так что без посадки на каждую из льдин-претенденток и их бурения не обойтись.

- Льдины прочные, конечно, есть, - добавляет Юлин. - Но они севернее 85-й параллели, ближе к полюсу. А чем ближе к 90-й широте, тем больше шансов, что век станции окажется коротким - ее быстрее понесет к берегам Шпицбергена и Гренландии, в пролив Фрама, где закончили свою жизнь многие «СП». Так что нужна золотая середина. Она как раз между 75-й и 85-й параллелями.

Домики и парная уже собраны

…Чтобы побыстрее высадить станцию и начать наблюдения, команда Томаша Петровского - начальника будущей «СП-38» - уже сегодня трудится с утра до вечера. На вертолетной палубе сколочен из бакелитовой фанеры высокий, как памятник Ленину у Финляндского вокзала, туалет. Его полярники решили поставить вплотную к дизельной - чтобы через отверстие в стене оттуда шло тепло. Собраны уже десять домиков, собрана парная - их начали собирать еще на причале. Так что Томаш говорит, что на льдине останется только смонтировать кают-компанию.

Но прежде, конечно, для полярников нужно найти подходящую «землю».

Владимир Стругацкий, спецкор«Смены», борт атомного ледокола «Россия», Баренцево море

12.10.2015