Джульетта вернулась в розовом свете

В Петербурге впервые в этом веке сыграли легендарную трагедию Шекспира
Северная Венеция. Весна. Как и положено здесь, серая и мрачная. И только один дом вдруг расцвел яркими весенними красками - это Театр на Литейном развесил афиши нового спектакля «Ромео и Джульетта». Как ни странно, розовые. Именно в таком цвете его создатели видят всем известную трагедию Шекспира. Потому, наверное, и жанр своего детища определили как трагифарс.

20 лет спустя

Ну а если серьезно, то «Ромео и Джульетту» в Питере не ставили двадцать лет. Да и в других городах дела обстояли не лучше - видимо, утратила классическая история любви свою актуальность. По крайней мере, в том виде, в каком ее создал Шекспир. Так что если и можно еще набрести в каком-то особо продвинутом московском театре на эту пьесу, то там сплошной креатив: и Ромео - мальчик, и Джульетта - мальчик, а один из них еще и негр. С другой стороны, как еще можно заинтересовать потенциальных зрителей, чьими умами полностью завладел «Дом-2»?
Но вот наконец в нашем городе нашлись смельчаки - конечно, молодые и, конечно, талантливые, - которые решили, что время «Ромео и Джульетты» пришло, точнее, вернулось. А именно - режиссер Галина Жданова, поставившая до этого всего один спектакль в том же Театре на Литейном - «Марьино поле», но уже успевшая получить за него «Золотой софит». И ее единомышленники - такие же молодые актеры. Всем им нет и тридцати, и все они уверены: Шекспир писал о них.

Классика без мрака


Поэтому никаких нововведений в текст вносить не стали - исключительно классический перевод. И никаких веяний времени в виде модных словечек типа «блин» в спектакле тоже не будет. Но не будет и вялой режиссуры, устаревшего подхода и мрачной истории о трагической любви. Молодые будут говорить о молодых и от имени молодых так, как и положено, - весело и оптимистично.
Вся в розовом, как будто сошедшая с обложки гламурного девчачьего журнала, Джульетта - актриса Анна Арефьева. Похожий на солиста группы «Звери» пританцовывающий Ромео - актер Илья Дель. Их продвинутые, и тоже все в чем-то розово-гламурном, родители - массаж, парикмахер, бал. Словом, жизнь в розовом цвете и сквозь розовые очки. Все черное и мрачное где-то там, за стеклами очков.
Нет, и любовь случается, и конфликт присутствует. Но все равно пока еще в розовом.

Влюблены и счастливы


Тут, по логике, и должна развернуться трагедия - очки разбиты, и реальная жизнь оказывается страшнее, чем смерть. Но создатели спектак­ля решили по-другому. Они все равно сделали спектакль о счастливой любви. Как мудро заметила в разговоре с корреспондентом «Смены» актриса Анна Арефьева, такая любовь, как у Ромео и Джульетты, - в любом случае счастье, а печальный финал вполне закономерен: просто чувство достигло своего апогея - выше некуда. И герои Шекспира не умирают, а просто устремляют взгляд в небо. Синее небо Вероны - иногда очень похожее на весеннее небо Петербурга, под которым тоже вполне можно любить и радоваться жизни.

Анна Ветлинская
Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА
12.10.2015