Так для кого же все-таки работают музеи?

Работники Санкт-Петербургского музея игрушки не согласились с оценками их работы, которые дала «Смена», и затронули в своей ответной статье важнейшую проблему: нужна ли музеям модернизация или она их погубит
Расхожее мнение, что музеи призваны развлекать, изложено в сменовской статье, посвященной выставке «Звезды, звездочки и стеклянный снег», выразительно и четко. Корреспондент, несмотря на свое разочарование, была профессионально внимательна: в статье упомянуты и обилие экспонатов, и строгая их систематизация, и наличие подробной сопроводительной информации. К сожалению, автор объяснила такую организацию выставки неумением консервативных «музейщиков» развлекать людей как следует. В общем, человек шел на шоу, а попал на лекцию и, конечно, заскучал. И задал вопрос: «Для кого работают музеи?» Мы, «музейщики», отвечаем: конечно, для посетителей! А они, как известно, очень разные. Есть дети и родители, бабушки и внуки. А есть коллекционеры, специалисты и просто любознательные люди. А они - частые гости в Музее игрушки, который, к слову сказать, сугубо детским музеем, как представлено в статье, не является.

Долой витрины?

История елочных украшений привлекла внимание российских исследователей и коллекционеров не так давно. Ее систематическое изуче­ние началось примерно полтора десятилетия назад. В декабре 2003 года в Санкт-Петербургском музее игрушки была открыта небольшая выставка «Когда елка пахла мандаринами. Новый год в СССР 1945 - 1955», подготовленная при участии Музея истории Санкт-Петербурга и Музея хлеба. Ее ностальгически-атмосферной концепции, подчеркнутой в названии, соответствовала форма экспонирования. Конечно же, елка! И мандарины, и подарки под ней, и Дед Мороз со Снегурочкой, и даже предметы быта того времени. Правда, и витрины тоже были. Посещаемость превзошла все ожидания: люди приходили семьями, приводили знакомых. Многие петербуржцы тогда с новым интересом обследовали содержимое своих антресолей. Началось осознание ценности старых елочных игрушек: их стали беречь, интересоваться историей и технологией. Тема выставки 2004 года была более узкой: ватная елочная игрушка 1930 - 1950-х годов. В 2008 году открылась выставка «Свет за разбитым окном», посвященная рождественским праздникам в послевоенной Германии. К тому времени в стране появились солидные частные коллекции и, как результат, возросла потребность в достоверной информации по этой теме, которой до сих пор, увы, явно недостаточно.
На сегодняшний день собрание елочных украшений Музея игрушки составляет около 1500 предметов отечественного и зарубежного производства. Теперь мы можем рядом с советскими елочными игрушками показать рождественские украшения дореволюционной России, а также Германии, Чехии, Японии. Имеем возможность заполнить нашими сопроводительными текстами ту информационную лакуну, которая уже давно и болезненно ощущается российскими коллекционерами. Обилие неточной и даже ошибочной информации, выплескивающейся на страницы предновогодней прессы и интернет-сайты, - еще одна веская причина для проведения выставки елочных украшений именно в том формате, в каком она и была представлена посетителям. В этом нам существенно помогли зарубежные коллеги. Спасибо им. С их помощью музей смог приобрести недостающие, но очень важные в контексте данной выставки экспонаты. Они не только позволили проиллюстрировать исторические и культурные параллели, но и стали настоящим украшением экспозиции.
...А теперь представьте себе сцену в духе Франца Кафки: десять наряженных елок и вокруг каждой - по два хоровода. Один поневоле водят коллекционеры, тщась разглядеть полускрытые ветками экспонаты, а второй - смотрители зала, которые отвечают за сохранность этих хрупких и, увы, не предназначенных для новогоднего шоу музейных предметов. Причем некоторые елки еще и вращаются посредством особого моторчика, на отсутствие которого посетовала корреспондент «Смены». Вряд ли при такой «креативной» подаче мы получили бы столько благодарностей от тех не праздных посетителей, которые приехали специально на эту выставку из Москвы, Архангельска, Великого Новгорода, Новосибирска...

Музей и «музей»

Отрадно, что музеи предлагают сегодня интерактивность, необычные эффектные экспозиционные решения, занимательные игровые формы экскурсий. Санкт-Петербургский музей игрушки отнюдь не в стороне от этих тенденций. Какое удовольствие придумывать забавную, оригинальную выставку, где что-то двигается, сверкает, смешит! Но ведь форма экспозиции должна определяться ее содержанием. Есть фонтаны-шутихи в Петергофе, а есть сокровища Золотой кладовой Эрмитажа. И вряд ли последние стоит экспонировать на дефилирующих манекенщицах, даже если кому-то это покажется очень оригинальным.
Когда стремление привлечь и развлечь вытесняет информативность, музей утрачивает свою просветительскую функцию. Привлечение посетителей, в том числе формирование доверия и интереса к музею у детей, - важнейшая задача. Однако формироваться этот интерес должен именно к музею, к его коллекциям, к тем знаниям, которые он способен дать, а не к теат­ральным эффектам и «дополнительным услугам». Есть впечатление, что сегодня становится важнее как, а не что показывать. Тревожит крен в сторону поверхностной развлекательности (лишь бы приходили!) и коммерциализации. Печальные результаты этого уже очевидны. Вопрос «сколько стоит?» все чаще можно услышать в музеях. А дети, которых мы так старательно развлекаем, перестают отличать музей от бутика, дискотеки или кондитерской.

«На грош любви и простоты, а что-то главное пропало»

Определив экспозицию музея игрушки как «изобилие поблекших игрушек прошлого», корреспондент явно постаралась придать этой характеристике негативный тон. А дальше последовал вывод: «современный музей - давно уже не пыльное собрание раритетов». Сказано как само собой разумеющееся.
Действительно, слышать подобное приходится все чаще и чаще. Не есть ли это тревожный симптом привыкания к набирающему силу музейному гламуру, к его яркой подаче, с лихвой компенсирующей «блеклость прошлого», и к имиджевым реставрациям, превращающим исторические памятники в фальшивый новодел? Предметы прошлого блекнут неизбежно. А игрушки идеальной сохранности особенно редки. Ими ведь, знаете ли, играли... Причем некоторыми из представленных в нашем музее играли полтора века назад.
Реставрация нужна, но только в той мере, в какой она сохраняет подлинность. Но не перестает ли цениться эта драгоценная подлинность? Не подавляет ли сегодня жажда сенсаций, спецэффектов и прочих «вкусовых добавок» способность трудиться умом, зрением и душой? И это повсюду. Музеи - не исключение.
Творческие поиски в области выставочного дизайна важны для каждого музея. Но кому хотелось бы, чтобы Эрмитаж стал банкетным залом, Ботанический музей - салоном свадебных букетов, зоопарк - зоомагазином? Нужны ли будут такие музеи потомкам? В наше время креатива, позитива, эксклюзива, интерактива и увлеченного потребления давайте все-таки останемся с музеями на Вы. А развлечений, необременительных для ума и сердца, поищем в других местах.

Юлия ИВАНОВА,Мария МАРЧЕНКО-МАРИ, кандидат искусствоведения 
12.10.2015