Деньги подземелья

Насколько эффективна финансовая деятельность Петербургского метрополитена?


gВниманию прокуратуры

Для начала вопрос к городским чиновникам: давно ли вы, господа, спускались в питерское метро как обычные пассажиры - без охраны и сопровождающих телекамер? Так, чтобы выстоять бесконечную очередь к турникету в час пик, почувствовать себя селедкой в бочке, с трудом втиснувшись в битком набитый вагон, побегать 15 минут по пыльным подземным переходам, прежде чем попасть с одной ветки на другую. Легко говорить, что Петербургский метрополитен работает отлично, а его начальник Владимир Гарюгин - эффективный менеджер, путешествуя по городу в уютном служебном авто. Однако простые горожане (о чем свидетельствуют многочисленные обращения в «Смену») считают, что это не так. Наша газета не первый год пытается привлечь внимание властей к накопившимся проблемам петербургской подземки, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Эффекта, к сожалению, нет. Но мы уверены: капля камень точит.

Сколько можно задирать тариф?

На днях руководство метрополитена представило гостям из Москвы - заместителю министра транспорта РФ Виктору Олерскому и председателю комитета Госдумы по безопасности Владимиру Васильеву пилотный проект системы досмотра пассажиров. По замыслу разработчиков при установке на каждой станции она поможет в борьбе с терроризмом.Правда, сразу же зашел разговор о деньгах. Во-первых, сама система стоит немало. А во-вторых, не на всех станциях сегодня можно установить рамки-металлодетекторы. Например, на «Проспекте Ветеранов» расстояние от турникетов до входной двери составляет всего 8 метров. Еще хуже обстоят дела с «Пионерской», которая за день принимает до 100 тысяч человек. Заместитель начальника метрополитена Евгений Козин заявил: для того чтобы изменить ситуацию, тесные вестибюли придется закрывать на реконструкцию. Реконструкция также потребует дополнительных средств.Откуда взять деньги? Разу­меется, из наших с вами кошельков. Начальник метрополитена Владимир Гарюгин говорит об этом абсолютно открыто.

- Запуск всего комплекса мер безопасности на метрополитене может привести к увеличению тарифа на проезд на 3 рубля, - сообщил он в своем выступлении перед депутатами Законодательного собрания.
То есть если сейчас проезд стоит 25 рублей, то будет стоить, возможно, 28.В последние годы тариф на проезд в метро увеличивается невероятными темпами. В связи с этим у многих возникает вопрос: обоснован ли чем-то такой рост и разумно ли ведомство господина Гарюгина распоряжается имеющимися средствами?

Перепутанные цифры

В предоставлении любых данных о своей экономиче­ской деятельности Петербургский метрополитен «Сме­не» от­казал. Хотя, в об­щем-то, это не частная лавоч­ка, а государственное унитарное предприятие, и, значит, его финансовая деятельность не должна быть за семью печатями.Ну да бог с ним, решили мы, и обратились за соответствующей информацией в Комитет по транспорту правительства Санкт-Петербурга. В соответствии с Федеральным законом «О СМИ» чиновники должны были направить нам ответ в течение семи дней. Но прошли и неделя, и месяц, а ответа все не было. Только после неоднократных напоминаний и предупреждения о возможности обращения в суд Комитет по транспорту ответил «Смене».Мы долго смеялись над этой бумагой всей редакцией, и вот почему.Чиновники по невнимательности занизили основные показатели финансовой деятельности метрополитена в 1000 раз. Если верить их данным, субсидии городского и федерального бюджета на осуществление перевозки граждан по регулируемому тарифу составили: в 2008 году - 862 437 рублей 40 копеек, в 2009 году - 1 012 534 рубля 90 копеек, в 2010 году - 896 000 рублей.На самом деле к каждой из этих цифр, как мы позже выяснили, надо приписать еще три нуля - смешно ведь думать, что 896 тысяч рублей в прошлом году хватило бы на покрытие расходов по льготной перевозке, речь идет, конечно же, о 896 миллионах рублей.Эта забавная ошибка заставила нас предположить, что чиновники Комитета по транспорту не очень в курсе работы метрополитена, а Владимир Гарюгин, по сути, предоставлен сам себе.

Шаг на опережение

Впрочем, положительный результат наша переписка с Комитетом по транспорту все-таки принесла. За несколько дней до выхода этой статьи на официальном сайте Петербургского метрополитена впервые за всю историю появился достаточно подробный отчет о его экономической деятельности - приведены данные за 2010 год. Это та самая «секретная» информация, которую нам категорически отказывались предоставить всего два месяца назад. Понимая, что «Смена» готовит публикацию, Гарюгин, вероятно, решил сделать опережающий шаг. И это можно только приветствовать.Вот что выяснилось из опубликованного отчета: несмотря на стремительный рост тарифов, перевозка пассажиров по-прежнему приносит питерской подземке одни убытки. В 2010 году метрополитен заработал на пассажирах 12,7 миллиарда рублей, а потратил на них же - более 14,3 миллиарда. Разница покрывалась благодаря субсидиям из бюджета, который на самом деле формируется из наших же налоговых отчислений. То есть де-факто, оплачивая проезд в метро, мы продолжаем поддерживать его все возрастающими траншами из городской казны… Например, если в 2010 году бюджет выделил метрополитену, как мы упоминали, субсидию в размере 896 миллионов рублей, то в текущем году - уже более 1,6 миллиарда рублей.

Бедный, бедный метрополитен!

- В январе цена топлива выросла на 30 процентов, то же самое произошло с электроэнергией, - объясняет подобную щедрость Станислав Попов, глава Комитета по транспорту. - Наши предприятия попали в трудную ситуацию, когда эти расходы не были предусмотрены нормативами. При этом тариф вырос не на 30, а на 10 процентов! Хотя зарплаты в метрополитене и на наземном транспорте не повышались уже два года. Понятно, что частично в этой ситуации платит пассажир, однако расходы в гораздо большей степени легли на бюджет.
Но вот что любопытно: из того же отчета, опубликованного на сайте метрополитена, явствует, что в структуре его расходов электроэнергия занимает не такое уж значительное место. В 2010 году на нее ушло 1,4 миллиарда рублей - то есть примерно одна десятая часть расходов. Конечно же, самые большие траты метро несет на оплату труда сотрудников - 4,43 миллиарда рублей. Но напомним, что, если верить Станиславу Попову, эти суммы не индексировались уже два года! Так что нынешний рост тарифов и бюджетных субсидий на поддержание деятельности метро, похоже, ничем не обоснован…При этом не будем забывать, что помимо перевозки пассажиров метро, являясь коммерческим предприятием, занимается еще несколькими видами высокодоходной деятельности. Во-первых, это реклама. Во-вторых - сдача в аренду площадей и другой недвижимости. Эти деньги по большей части направляются на покрытие убытков от перевозки пассажиров, что делает метрополитен формально прибыльным предприятием. Правда, чистая прибыль за 2010 год получилась чисто символической - чуть более 5 миллионов рублей. Интересно, что у Московского метрополитена этот показатель исчисляется миллиардами рублей! Почему же наше метро такое бедное? А может, бедное оно только на бумаге?

Круговорот жетонов в карманах

Как нам сообщили в Комитете по транспорту, за последние два года были проведены две крупные проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Петербургский метрополитен», которые выявили ряд нарушений. Однако они были «в установленные сроки устранены, а виновные наказаны». О каких нарушениях идет речь, чиновники не распространяются - «Смена» будет продолжать добиваться получения подробной информации.Между тем в метро есть как минимум две лазейки для возможных злоупотреблений. Это рекламный бизнес (по данным наших коллег из «Делового Петербурга», часть компаний, размещающих рекламу в метро, являются оффшорными, что наводит на очень нехорошие мысли) и - самое главное - специфика оборота и учета жетонов, о чем неоднократно писала «Смена».

«По официальным данным, на руках у петербуржцев находится 35 381 663 жетона, то есть 87 процентов от общего их количества. С трудом верится, что каждый житель нашего города, включая младенцев и лежачих стариков, имеет в среднем по восемь жетонов в кармане. А значит, осмелимся предположить, большая их часть осела в каких-то неведомых руках, которые, возможно, научились извлекать из подземной валюты неплохой доход».

Итак, поговорим о жетонах - этой своеобразной «подземной» валюте. В кассах они, как и проездные карточки, продаются без чеков или других документов строгой отчетности. Комитет по транспорту заверил нас, что «метрополитеном организован постоянный учет движения жетонов в автоматизированной системе учета платежей на станциях». Но, как мы поняли, эту автоматизированную систему контролирует… сам метрополитен.При отсутствии должного контроля жетоны - это курица, несущая даже не золотые, а платиновые яйца! Считайте сами. Ежедневно услугами метро пользуются 2,5 - 3 миллиона пассажиров, и около 30 процентов из них, по данным экспертов, покупают жетоны. Простая арифметика: если один миллион человек купит по одному жетону, это уже получится 25 миллионов рублей. Между тем любой такой жетончик в продажу поступает многократно, и при этом, в отличие, например, от автобусных билетов, даже не имеет индивидуального номера. Чисто теоретически (мы, конечно, никого ни в чем не обвиняем) даже любой кассир накануне повышения тарифов (хотя бы раз в год) может делать свой скромный бизнес: закупать жетоны по старой цене, а продавать - по новой. И это лишь самый низовой уровень возможных злоупотреблений. Что уж говорить о высшем руководстве, которое при желании (опять же не утверждаем, что такое желание есть) может вмешиваться в работу автоматизированной системы учета платежей! Ведь, как мы выяснили, все показатели о количестве проданных жетонов и использованных поездках по смарт-картам обсчитывают сотрудники все того же метрополитена…И еще одна интереснейшая деталь. «Смене» удалось узнать воистину шокирующие цифры. На 30 марта 2010 года в обращении находилось 40 690 995 жетонов Петербургского метрополитена, в том числе остаток в кассах станций составлял 5 309 332 жетона, а на руках у населения находилось 35 381 663 жетона, то есть 87 процентов от общего количества!!! С трудом верится, что каждый житель нашего города, включая младенцев, лежачих стариков и, кстати, обладателей проездных карточек, имеет в среднем по восемь жетонов в кармане. А значит, осмелимся предположить, большая их часть осела в каких-то неведомых руках, которые, возможно, научились извлекать из подземной валюты неплохой доход…Мы, безусловно, не утверждаем, что в городской подземке миллионы жетонов приносят кому-то «левые» доходы, - таких данных у «Смены» пока нет. Однако продолжаем настаивать, что система устроена так, что разного рода черные и серые схемы кажутся просто неизбежными! 

В «темное царство» надо посветить фонариком

Вот уже несколько месяцев депутат ЗакСа «справедливоросс» Алексей Ковалев пытается выяснить, как были израсходованы средства, выделенные на проведение конкурса на разработку проекта технического обеспечения зональной системы оплаты проезда в метро. Речь идет примерно о 30 миллионах рублей.

- Конкурс на этот проект был объявлен еще в апреле 2010 года, - говорит Алексей Ковалев. - Однако в апреле 2011-го, то есть по прошествии года, никакой информации о разработанных рабочих документах и программном обеспечении так и не появилось!
Депутат отправил запрос на эту тему в администрацию Петербурга, но ответа пока не получил.

- Для того чтобы финансовые потоки метрополитена стали прозрачнее, нужно лишить его статуса государственного унитарного предприятия и сделать государственным учреждением, - убежден Ковалев. - Тогда все, что он заработает, будет фиксироваться в бюджете. Пока же, как мне представляется, начальник метро ведет себя по принципу «хозяин - барин»…

Кстати, все попытки «Смены» выяснить, какие доходы получает лично господин Гарюгин, успехом не увенчались. Хотя, казалось бы, что тут скрывать? И президент отчитался о своих доходах, и премьер-министр, и губернатор. А зарплата Гарюгина, как нам объяснили в Комитете по транспорту, относится к персональным данным и оглашению не подлежит.Может быть, эта зарплата настолько маленькая, что Владимир Александрович стесняется ее раскрывать? Однако, судя по всему, руководство городской подземки не бедствует. В 2010 году расходы на оплату труда сотрудников метрополитена составили 4 430 775 000 рублей. Поделив эту цифру на общее количество сотрудников (13 тысяч человек), мы получили среднюю зарплату - 28 400 рублей в месяц. Приличный по питерским меркам показатель. Но не за счет ли зарплат руководства он оказался таким высоким? В метро трудятся сотни электриков, техников и уборщиц, которые, если судить по объявлениям о вакансиях, больше 15 - 20 тысяч не зарабатывают.Утешает одно: как гласит поговорка, все тайное рано или поздно становится явным. Руководителям Петербургского метрополитена нелишне об этом помнить.

Юлия ФРОЛОВА,Алексей НИКОЛАЕВ

Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА и Святослава АКИМОВА

12.10.2015