Невыносимая тяжесть бытия

На телемарафоне «Коммунальная столица», прошедшем на канале 100ТВ, искали выход из коммунального тупика


Ровно четыре часа чиновники, политики, общественные деятели, известные артисты и простые горожане в прямом эфире искали пути решения проб­лемы расселения коммуналок. В итоге пришли к выводу: действовать нужно сообща. Помимо более активного участия государства в решении острейшей городской проблемы необходимо также желание самих жильцов выбраться из коммунального муравейника.

До точки кипения

Сцена Учебного театра на Моховой, где проходил телемарафон, благодаря декорациям превратилась в импровизированную коммунальную квартиру: ободранные стены, развешанное на веревках белье, велосипед в прихожей. До боли знакомая многим петербуржцам обстановка как нельзя лучше располагала к откровенной беседе о самой острой городской проблеме.Участники телемарафона оказались единодушны: коммуналки нужно расселять, и чем скорее, тем лучше. Это в советское время десятки чужих людей могли хоть как-то уживаться на общей площади, хотя и тогда конфликты случались через день. Теперь, с торжеством товарно-рыночных отношений, такая жизнь абсолютно невыносима. Прямое включение во время телемарафона из самой большой коммунальной квартиры Петербурга в очередной раз это подтвердило.

- Наша коммуналка фактически превратилась в проходной двор, - пожаловалась Татьяна Бондарева, которая живет в ней с 1973 года. - Каждый день у нас новые соседи, по большей части - мигранты. Мы дошли до точки кипения!
До точки кипения, похоже, дошли жильцы всех 105 тысяч коммунальных квартир, имеющихся в Петербурге. И хотя число таких квартир сокращается - за последние три года оно уменьшилось на 11 тысяч, - конечно же, это еще слишком скромные темпы расселения.Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко не смогла лично принять участие в телемарафоне из-за командировки, однако незадолго до его начала дала развернутое интервью каналу 100ТВ. В нем она поблагодарила журналистов за то, что выбрали столь актуальную тему для обсуждения. А также попросила представить ей самые рациональные предложения по итогам телемарафона.

- Мы должны отдавать себе отчет в том, что просто расселить за бюджетный счет оставшиеся коммунальные квартиры невозможно - это сотни миллиардов рублей, - признала Валентина Ивановна. - Федеральный центр практически не помогает регионам в решении этой проб­лемы. А бесплатные квартиры мы можем выдавать лишь категориям, которые определены законом, - многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, детям-сиротам, блокадникам и ветеранам.

Расселение тормозят сами жильцы?

Многие обитатели коммуналок возлагали на телемарафон большие надежды. Каждому казалось, что, если его история прозвучит в прямом эфире, непременно произойдет чудо: если не завтра, то очень скоро можно будет праздновать новоселье. Поэтому за микрофон и возможность высказаться шла настоящая война: каждый хотел прокричать о своей беде. Ведущие Анастасия Мельникова и Алексей Васильев с огромным трудом сдерживали перевозбужденный зал. Временами казалось, что еще немного, и жильцы коммуналок растерзают руководителей Жилищного комитета, сидевших от них на расстоянии вытянутой руки. Ведь последние оказались совсем не волшебниками и честно признавались: всем помочь они не в состоянии…Впрочем, при более детальном рассмотрении оказалось, что долгожданное расселение коммунальных квартир зачастую сдерживают сами жильцы. Например, одна из участниц телемарафона Наталья Немченко посетовала, что государство не помогает ей выкупить оставшиеся в коммуналке комнаты.

- А вы уверены, что вам и вашей сестре нужна эта квартира площадью 114 квадратных метров в центре Петербурга, на Конногвардейском бульваре? - осторожно поинтересовалась Любовь Рубцова, первый заместитель директора Горжилобмена.
Получается, что искоренению коммуналок нередко мешают завышенные ожидания самих жильцов. Если человек имеет комнату с видом на Неву рыночной стоимостью чуть более миллиона рублей, зачастую, как рассказывают риелторы, он требует за нее минимум отдельную однокомнатную квартиру, причем непременно в центре города! О том, чтобы вложить в ее приобретение собственные средства, речь не идет…

Саша распрощается с коммуналкой!

И все же очень важно, что непростой для всех заинтересованных сторон диалог состоялся. Важно, что в студию пришли чиновники Смольного, что они из первых уст услы­шали истории петербуржцев, живущих в коммуналках не годами даже - десятилетиями. Это - большое достижение организаторов телемарафона.А завершился он прямо-таки сказочной историей. Чудо в прямом эфире все-таки произошло. Жаль, что только одно…В самом начале телемарафона был показан видеосюжет о мальчике Саше с очень тяжелой судьбой: он перенес тяжелую операцию, прошел восемь курсов химиотерапии, потерял маму - она умерла после тяжелой болезни. У школьника осталась лишь бабушка - Татьяна Васильевна Жукова, вместе с которой он живет в маленькой неблаго­устроенной коммуналке с протекающей крышей…Через четыре часа, в финале марафона, эта семья появилась в студии, и бабушка с внуком услышали слова, которых ждали много-много лет: до конца 2011 года они переедут в отдельную квартиру - Саше она положена как ребенку-инвалиду. Такое обещание дал лично председатель Жилищного комитета Юрий Осипов.

- Спасибо! - только и произнес в ответ этот мальчик. Его бабушка Татьяна Васильевна говорить не могла - она просто расплакалась в прямом эфире.
Если благодаря состоявшемуся телемарафону судьба хотя бы одной семьи изменилась к лучшему, значит, хотя бы поэтому он прошел не зря…

Ольга РЯБИНИНА

Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015