На крыше дома твоего…
В Петербурге создан прецедент: жильцам удалось выиграть суд против строителей мансарды
Более двух лет жители дома № 37 по Итальянской улице вели борьбу против строительства в их доме мансарды. И вот недавно пришла радостная новость: Санкт-Петербургский городской суд оставил в силе решение Куйбышевского федерального суда, после долгих разбирательств вставшего на сторону собственников квартир. Таким образом, в Петербурге создан очень важный прецедент. Ранее суды в подавляющем большинстве случаев вставали на сторону инвестора.
«Это была настоящая война»
- Наша борьба против строителей началась 9 апреля 2009 года, когда неожиданно для всех под окнами дома началась установка строительного забора, - рассказывает Светлана Цылева, руководитель местной инициативной группы. - Согласно документам по нашему адресу начиналась так называемая реконструкция мансардных помещений. Хотя никаких мансард там отродясь не было, а был простой чердак! Мы встали на защиту дома живой стеной, а потом перешли на осадное положение. Блокадники, защищавшие наш дом в войну и предотвратившие его разрушение, вместе со всеми несли дежурство…
Попытки найти справедливость в смольнинских кабинетах ничего не дали. Из КУГИ, КГА, КГИОПа жильцы получали отписки: чердаки признаны нежилыми помещениями, принадлежат городу, а тот имеет полное право передать их инвестору. Тогда собственники квартир начали затяжные судебные баталии. И вот под конец здравый смысл возобладал.
- Суд подтвердил, что чердак является общедолевой собственностью жильцов и не принадлежит городу, - продолжает Светлана Цылева. - А значит, инвестору он был предоставлен незаконно и мансарду там строить нельзя. Мы очень рады, что смогли не только отстоять наш дом от чужаков, но и уберечь его внешний облик как здания-памятника.
Инвесторы получают сверхприбыли
Таких горячих адресов, где жильцы противостоят возведению мансард, в Петербурге сегодня около 120. Многим повезло гораздо меньше, чем обитателям дома на Итальянской, 37. Например, на Смольном проспекте, 6, депутат ЗакСа Никита Ананов фактически выстроил на пятиэтажном доме шестой этаж с видом на Смольный. Жильцы горько шутят: губернатор Матвиенко недавно позвала депутатов на крыши (чтобы проверить их состояние после зимы), а они уже давно там! При этом суд встал на сторону Ананова.
- По инвестиционным договорам нулевых годов чердаки доставались инвесторам примерно по 250 рублей за квадратный метр, - объясняет подоплеку скандалов известный специалист по рынку жилья Дмитрий Синочкин, шеф-редактор газеты «Недвижимость и строительство Петербурга». - Работы по обустройству этого самого чердака стоят примерно тысячу евро на квадратный метр. А продажная цена - от четырех до семи тысяч евро, если мы говорим о престижных домах. Ну какой инвестор откажется от сверхприбылей в 400 - 700 процентов?
По словам эксперта, в Петербурге до сих пор так никто и не договорился, что такое переоборудование чердака под мансарду - реконструкция, новое строительство или приспособление старого объекта под новые нужды. Этим правовым вакуумом и пользуются чиновники и инвесторы. Результат плачевен: сотни исторических домов в центре города (а окраины бизнесу неинтересны) теряют свой первоначальный облик, а небесная линия Петербурга продолжает стремительно размываться.
Был чердак - стал склад
- Чтобы строить мансарды в инвестиционно привлекательных местах, нужен мощный административный ресурс, - подтверждает Владимир Семенов, председатель Ассоциации ТСЖ Центрального района. - И он вовсю используется. Когда ТСЖ только начинали принимать дома в свое управление, в технических паспортах домов значились конкретные названия помещений - подвалы и чердаки. Однако вскоре возникли новые понятия: склад, контора и тому подобное, то есть у помещений появилось конкретное предназначение. Это был первый шаг к тому, чтобы они отошли в собственность города и в будущем их передали инвестору.Все попытки создать четкие правила игры в сфере строительства мансард пока ни к чему не привели. Похоже, существующая неразбериха очень выгодна всем сторонам. Кроме самих «мансардируемых» домов, разумеется.
Ольга Рябинина
Фото Святослава АКИМОВА
















