Любовную лодку разбил Ленин?

Герои нового спектакля «Циники» в Театре имени Ленсовета - вожди революции


Тихо и незаметно прошла в этом году очередная годовщина со дня рождения вождя мирового пролетариата. Как, впрочем, и в прошлом, и в позапрошлом. Немодный нынче герой - Владимир Ильич Ленин. И слово «лениниана» - тоже немодное. А раньше как ни день рождения Ленина - так новый фильмец о нем, или спектакль, или книга. Сегодня же свежего произведения искусства, где он в героях, днем с огнем не сыщешь. Тем не­ожиданнее было появление в нашем городе спектакля, где не только Ленин, но и уж совсем неизвестные современному зрителю Троцкий, Бухарин, Милюков и Блюмкин - одни из главных действующих лиц.
Решился выпустить всех этих персонажей на сцену Театр имени Ленсовета, причем намерения у него явно были очень серьезные. Ведь в основе нового спектакля «Циники» лежит большой роман Анатолия Мариенгофа. Поэт-имажинист, друг Есенина и ярый скандалист, которого Иосиф Бродский назвал главным русским писателем ХХ века, написал «Циников» в 1928 году, опубликовали книгу на родине писателя лишь в 1988-м. То есть советским властям всех поколений она казалась не слишком благонадежной. Ставить «Циников» тоже решались немногие. Поэтому попытка Театра имени Ленсовета и режиссера Анатолия Праудина замахнуться на это произведение по крайней мере любопытна.Как же удалось режиссеру разобраться с историей любви, которая разбилась не о быт, а об издержки революционных преобразований?Во-первых, с помощью драматурга Натальи Скороход, которая перевела произведение Мариенгофа на язык сцены. А во-вторых, с помощью юмора. Ведь, как известно, только смеясь, человечество может расстаться со своим страшным прошлым.Правда, превращение Ленина и его соратников в юмористических персонажей давно уже стало общим местом. И никого сегодня этим не удивишь. Так что тут явно требовался нестандартный подход. Праудин и Скороход его нашли, при полной поддержке художника Александра Орлова. Именно он создал на сцене некий черный квадрат, из которого с усилиями вылупляются красные червяки. Это и есть Ленин со товарищи - красные волосы, красные костюмы, красные записные книжки. Катят красное колесо террора и обещают «аресты и расстрелы, аресты и расстрелы». Принимают телефонные доклады о количестве умерших от голода. Пьют из красных чайников спирт, поют, по просьбам трудящихся, «Сулико». Они вообще - настоящие слуги народа. Причем где надо и где не надо - лезут со своими указаниями в каждый дом, в каждую семью: что есть, что читать, с кем спать. По любому поводу «добрый» совет - Страна Советов как-никак. А в свободное время постреливают направо и налево, в том числе и друг в друга. Так что в результате из всех красных вождей остается один - Сталин. Он и продолжает добивать лирических героев советами, от которых не спасает никакой цинизм.В общем, все было бы смешно, если бы не было так грустно... И очень актуально.Так что опасения, что все эти комически-трагические революционные перипетии не будут интересны нынешней публике, не оправдались. Она, может, и забыла, кто такой Ленин, и никогда не знала, кто такой Троцкий, зато вполне способна по достоинству оценить и отличную актерскую игру, и смелость художника, и изобретательность режиссера. Как результат - именно Анатолий Праудин получил за «Циников» приз зрительских симпатий петербургского общества «Театрал».

Анна Ветлинская

12.10.2015