Поэт все решает сам

Стихотворец и художник Виктор Соснора отмечает 75-летие


28 апреля 1936 года родился человек затейливой и увлекательной судьбы. Такими же затейливыми и увлекательными со временем стали и его стихи. Виктор Соснора никогда не стремился быть ясным и всем понятным. Он хотел безудержно проявить себя. И оказался прав. Доказательство тому - десятки поэтических сборников, тысячи поклонников и неувядающая известность. А накануне 75-летия Виктор Соснора стал лауреатом крупнейшей национальной премии в области стихо­сложения «Поэт».

«Номера на манеже»

Ленинградский цирк гастролировал в Алупке, когда в семье его артистов, чуть ли не на манеже, родился мальчик Витя. И такие «номера на манеже» он откалывает всю жизнь.Например, о военной поре, которую встретил ребенком, говорит с улыбкой, без привычного нынче пафоса. В возрасте восьми лет он был вывезен из блокадного Ленинграда по Дороге жизни, попал в партизанский отряд, затем стал сыном полка в одной из частей Войска польского и дошел до Одера.Окончив школу во Львове, Виктор поступил на философский факультет Ленинградского университета. Перед самым дипломом ушел в армию - три года служил на Новой Земле, участвуя, по его словам, «в экспериментах с атомами». Затем стал слесарем, а заочно учился на филологическом факультете и блистал в «Литературных боях», которые проводила газета «Смена» в ленинградских домах культуры. Кстати, на страницах нашей газеты Соснора и опубликовал свое первое стихотворение. А вот до первой книги, которая перевернет его жизнь, оставалось еще четыре года...

Сам себе барокко

Издав в 1962 году сборник «Январский ливень», Виктор Соснора совершенно непонятным образом, единственный из всех ленинградцев, получил полуофициальный статус поэта-реформатора и вошел в круг тех, кого позже будут называть шестидесятниками. И вместе с Вознесенским, Евтушенко, Ахмадулиной и другими москвичами начал ездить по Европе и Штатам с чтением стихов.Его печатали и в самиздате, и в тамиздате, и в статусном издательстве «Советский писатель». Одна из книг - «Всадники» - вышла в 1969 году с предисловием Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он уважительно отозвался о Викторе Сосноре как филологе и слависте.А что увидели в творчестве ленинградца-шестиде­сятника другие? Они до сих пор спорят о стиле его произведений - барокко это, авангард или постмодернизм. Сам Соснора считает, что подобные ярлыки - ерунда и шелуха: есть только поэт, и он сам все решает. Например, решил Виктор Александрович переложить на русский стихи Катулла, Оскара Уайльда и Эдгара По - и переложил блестяще! Решил сам рисовать иллюстрации к своим книгам - и восхитил профессионалов! Решил преподавать - и обрел известность как учитель славистики в Париже и Вроцлаве.Вернувшись с европейских кафедр, Виктор Александрович кропотливо и бескорыстно стал работать с начинающими петербургскими поэтами. И до последнего, пока болезнь не привела его к полной глухоте, он помогал молодежи.

Есть у нас еще дома дела

Сейчас ученики дежурят у Виктора Александровича по очереди. И хотя еще пять лет назад Соснора заявил, что больше стихов писать не будет, так и ждешь очередного «номера на манеже»: вдруг врученная на днях премия «Поэт» приободрит мастера?30 апреля поэты и музыканты Петербурга решили отметить день рождения Виктора Сосноры концертом, на котором они будут читать произведения мэтра и исполнять инструментальные произведения, посвященные юбиляру. А в Библиотеке им. Маяковского открылась выставка графических работ поэта.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015