Александр Розенбаум: «Все, что требуется нашим ветеранам, - забота окружающих»
Знаменитый певец мечтает, чтобы у каждого фронтовика были добрые люди поблизости
Александр Розенбаум вырос в семье фронтовика: его отец прошел всю войну от начала до конца. В школьные годы Саша частенько учил уроки в редакции газеты «На страже Родины», где работала его бабушка. Здесь же играл с офицерами в бильярд, на редакционном пианино готовился к занятиям в музыкальной школе. А после медицинского института служил на противолодочном корабле «Разящий». Позже он много раз ездил в Афганистан, Таджикистан, Чечню, выступал перед бойцами и попадал под обстрелы... Полковник запаса Александр Розенбаум признался корреспонденту «Смены», что военная тема не только одна из главных в его песнях - она главная в его жизни. И именно поэтому каждый год в День Победы певец дает в БКЗ «Октябрьский» концерт для ветеранов Великой Отечественной.
«Ленинградцы мои...»
- Александр Яковлевич, ваш концерт в День Победы стал доброй петербургской традицией. Ветераны каждый год рады этому подарку. А что еще вы бы подарили нашим фронтовикам, если бы были всемогущи?
- Подарил бы им хороших родственников, соседей, друзей. Этого вполне достаточно. Если бы все ветераны имели добрых людей поблизости, которые бы о них заботились (не обязательно ведь покупать им автомобили - хотя бы снабдить продуктами), им жилось бы неизмеримо легче. Ветеранов так мало сегодня осталось! Вот я песню новую пишу, у меня там строчка: «Даже детям полка - и тем под восемьдесят!»
- У кого-то, возможно, и нет родственников...
- Заботиться о них должны все. Просто - все. Помню, когда мы с Олегом Янковским, Сашей Абдуловым и Сашей Збруевым стояли в почетном карауле у гроба с телом Евгения Леонова и, после того как нас сменили, вышли покурить, мы вспоминали, как в начале 90-х на коллегии Министерства культуры дискутировался вопрос о повышении пенсии Николаю Афанасьевичу Крючкову. Артисту, на которого равнялись, который без преувеличения воспитал четыре поколения своими ролями, - ему не надо повышать пенсию! Ему надо забивать холодильник раз в неделю и машину давать, когда он хочет на рыбалку съездить или дочь навестить! Для этого не надо собирать коллегии. Просто заслуженному человеку надо дать элементарные вещи. Все, что требуется нашим ветеранам, - забота окружающих.
- А для вас концерт в День Победы - долг, обязанность, забота, радость?
- Я буду петь в «Октябрьском» каждое 9 Мая до тех пор, пока не случится одного из трех: или власти запретят (чего я не жду в данный момент), или я умру, или врачи из больницы не отпустят. Во всех остальных случаях, даже с переломанной ногой, в этот день я приду и буду выступать перед ветеранами. Для меня эти концерты - очень важное событие, я их люблю, я ими дорожу, я себя очень уважаю за эти концерты. Человек вообще в редкие моменты себя уважает. Но вот за эти выступления я себя уважаю, потому что чувствую: делаю хорошее дело.
«После-победный вальс»
- Фронтовые подвиги отца, рассказы офицеров в редакции «На страже Родины» - это на всю жизнь дало вам заряд?
- Так точно! Мы же выросли среди ветеранов. Это сейчас они пожилые, а когда я был мальчишкой, сколько им было? Максимум сорок лет. Они молодые мужики были. Рассказы их мы слушали не через какие-то века: война кончилась всего десять - пятнадцать лет назад. И говорили они не на собраниях, а во дворах, дома за столом - отец, его друзья, соседи. Мы выросли в окружении кино, книг, спектаклей о войне. А моя пионерская дружина имени Зои Космодемьянской? В нашей школе на улице Восстания в блокаду находился госпиталь, и мы, ребята, спустя годы отыскали огромное количество людей, которые в этом госпитале залечивали раны. Это меня так увлекло, что я стал председателем районного штаба красных следопытов.Когда меня один маститый писатель укорил: «Ну как вот вы пишете о войне, Александр? Вы же там не были!», я даже не смог ему объяснить, что я прочувствовал в детстве. Спросил лишь этого писателя в ответ: «А вы над чем работаете?» А он говорит: «Пишу, понимаешь, роман о Древней Руси!»
- В отличие от недовольного маститого писателя, ветераны ваши песни принимают и любят. А вам самому какие песни о войне нравятся?
- Очень люблю песню из «Хроники пикирующего бомбардировщика» - великая песня, как и множество советских песен на военную тему. Песни из фильма «Щит и меч» - величайшие! А «Смуглянка»? А все песни Мокроусова? А «Сережка с Малой Бронной»? «Темная ночь», «Землянка» - суперпроизведения! Великое творчество о той войне было. Было...
«В «черном тюльпане»
- Александр Яковлевич, вы - полковник запаса, почетный подводник, награждены высокими воинскими знаками отличия за песни, спетые на полях боев. Что зовет вас выступать в самых опасных точках? Романтика?
- Романтика войны заканчивается очень быстро. Один раз кишки на проводах увидишь - и больше о романтике не вспоминаешь. Но не ездить туда, к нашим ребятам, не могу. Помню, после первого моего Афгана на меня набросился Евтушенко: «Как ты можешь? Поддерживаешь оккупантов Афганистана?!»Я объяснил ему, что в данном случае мы имеем дело со следующей ситуацией. «Люди с положением - такие, как вы, - ответил я, - могут своих детей от армии «отмазать», а абсолютное большинство обычных людей - нет. И в 1979 году никто их не спрашивал, правая там война, неправая, хотят ли они туда идти воевать. Но они имеют на общение с искусством такое же право, как и те, «отмазанные», мальчики».
- Что ответил поэт?
- Промолчал. Довольно трудно объяснить, что война - это не только черное и белое. Это основные цвета, но не все: там целая палитра. Там не только смерть и кровь, там живут люди. Случаются свадьбы, слышны песни. И Василии Теркины не перевелись. Поэтому мое чувство долга - как гражданина, как артиста, как врача, как офицера, как человека - требует от меня дать людям песни, если им они требуются. Я ненавижу войну, но пока мои песни нужны нашим бойцам, нашим офицерам, я всегда готов их им спеть. Они заслуживают их не меньше, чем попивающие кофеек беззаботные юноши обеих столиц.
Людмила АНДРЕЕВА
















