Кому помешал троллейбус?

Петербуржцы высказывают недоумение в связи с планами Смольного ликвидировать один из видов городского транспорта


В ближайшие годы в Петербурге произойдет резкое сокращение количества троллейбусов. Городские власти не скрывают своих планов: к 2025 году северная столица должна окончательно распрощаться с этим видом транспорта. Главная причина - троллейбусы-де создают пробки. Однако многие эксперты уверены: уничтожение троллейбуса повредит не только системе общественного транспорта, но и городской экологии.
В 1990-е годы в Петербурге активно выводились из эксплуатации трамваи: каждый год протяженность сети уменьшалась на семь - десять километров. Теперь вот неожиданно в немилость попал троллейбус. Приписываемые ему недостатки - плохая маневренность и низкая скорость - лишь результат того, что система эксплуатации электротранспорта не модернизировалась почти 20 лет. При этом достоинства троллейбуса неоспоримы - экологичность, сравнительно небольшие затраты электроэнергии, большая вместимость.

- Троллейбус - самый социальный транспорт, - уверен Сергей Малинкович, лидер радикального движения «Коммунисты Петербурга». - Он же и самый безопасный за счет своей оптимально неспешной скорости. Его ликвидация неизбежно приведет к росту стоимости проезда по городу. Троллейбус в обиду мы не дадим! Если же дойдет до уничтожения последнего в городе троллейбуса, мы в него сядем и не выйдем. Пусть швыряют под пресс вместе с нами!
Удивительно, но мнение Малинковича, известного своей экстравагантностью, разделяют авторитетные специалисты, занимающиеся городским транспортом.

- Решение властей вывести из эксплуатации троллейбусы ничего, кроме недоумения, у меня не вызвало, - заявила «Смене» Елена Ногова, заместитель директора НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры. - Зачем уничтожать то, что создавалось годами и пока еще довольно успешно работает, - подстанции, существующую контактную сеть, сами машины? Ведь в Петербурге сегодня немало мест, где есть троллейбус, но нет трамвая. И вряд ли его можно будет успешно чем-то заменить. Тем более - без ущерба для экологии.

Сегодня в Петербурге работают шесть троллейбусных парков, на линии выходят почти 700 машин. Особенно хорошо троллейбус зарекомендовал себя на Невском проспекте. Пассажирам нравятся новые низкопольные машины. Неужели их тоже отправят в утиль?

- Троллейбус для города настолько же важен, как и автобус, - говорит Александр Холодов, председатель Комитета по защите прав автомобилистов. - Если его убрать, надо будет искать замену. Либо пускать те же автобусы или маршрутки. Никакой борьбы с пробками в этом случае не получится. Для автомобилистов от уничтожения троллейбусов лично я не вижу никакой выгоды.Радует одно: до 2025 года еще много времени. У городских властей есть возможность изменить свое решение и не приводить в исполнение смертный приговор троллейбусу. Уничтожить этот вид городского транспорта легко, возродить его потом будет очень сложно.

Ольга Рябинина

Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015