По рельсам через века
В роду петербуржца Вадима Бобикова - пять поколений железнодорожников
86-летний полковник Вадим Сергеевич Бобиков знает о паровозах, поездах и прокладке рельсов все! Знакомые его часто называют ходячей энциклопедией. И такие познания неудивительны - почти все мужчины в роду Бобикова связывали свою судьбу с железными дорогами!
130 лет верности профессии
- Еще мой дед, Александр Иванович, в XIX веке служил унтер-офицером в железнодорожных войсках на участке Санкт-Петербург - Москва, - рассказывает Вадим Сергеевич. - Мой отец, не будучи кадровым военным, имел выслугу в общей сложности 23 года. Его привлекали в железнодорожные войска и в Гражданскую войну, и во время польской кампании, и в Великую Отечественную. А меня, как напали фашисты, тоже распределили в железнодорожники. Причем это совершенно случайно получилось - наверно, судьба! Я попал в батальон, который строил и восстанавливал пути вокруг Ленинграда, чтобы в осажденный город пошло продовольствие, сырье для промышленности и боеприпасы. Эти ветки потом стали частью Дороги жизни и Дороги Победы. А уже после войны я строил пути в Карелии, Сибири, на Урале, на Байкале. Сын тоже пошел по моим стопам - окончил училище, которое теперь называется Военно-транспортным университетом железнодорожных войск, потом работал на прокладке путей в Прибалтике, Сибири, на Дальнем Востоке. А теперь вот и внук порадовал - он тоже решил поддержать семейную традицию...
Вадим Сергеевич показывает нам фотографию, где он стоит вместе с внуком Сережей - выпускником кадетского корпуса железнодорожных войск. И глаза деда в этот момент светятся необыкновенной гордостью.
Совершая невозможное
Во время войны Вадиму Бобикову приходилось работать под постоянным обстрелом противника, а работу необходимо было выполнять в самые сжатые сроки. Способны ли люди, вымотанные войной и голодом, за 18 дней проложить больше 33 километров рельсового полотна по сложной пересеченной местности? Кажется, что это невозможно. Даже нашим сегодняшним строителям подобная скорость работ кажется немыслимой. А они тогда это сделали!
- 18 января 1943 года блокаду удалось прорвать. Советские войска освободили узкую болотистую лесистую местность рядом со Шлиссельбургом, - вспоминает ветеран. - И на наши 9-ю и 11-ю железнодорожные бригады возложили задачу связать Ленинград с Большой землей. Работу предстояло выполнить немалую: нужно было построить железную дорогу и большие мосты через две речки, а также мостовой переход через Неву. И на все это Государственный комитет обороны отводил 20 суток! Но мы справились даже быстрее - за восемнадцать. И вот 7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград прибыл первый поезд. Что характерно, он привез не пушки, не танки, не боеприпасы, а 700 тонн сливочного масла!
За ратный труд...
Однако для железнодорожников неимоверно сложными стали те 18 суток. Фашисты были всего в 5 - 6 километрах и постоянно их обстреливали. Не зря потом этот узкий, опасный участок назвали «коридором смерти»!
- Мы же часто до этого работали под свист пуль и взрывы снарядов. И с самолетов нас бомбили, и из минометов... Если огонь был не очень плотный, мы даже на него не обращали внимания, - грустно улыбается Вадим Сергеевич. - Помню, 28 мая 1942 года, когда мы строили железную дорогу и порт на Кареджской косе (это часть Дороги жизни), во время работ налетело около 100 самолетов! А там ведь, считайте, просто песчаный пляж, выкопать укрытия невозможно - ни спрятаться, ни скрыться. Поэтому мы ложились на спину и просто ждали, минует нас бомба или нет. Человек пятнадцать из нашей бригады погибло в ту бомбежку...
Вадим Бобиков получил за свой ратный труд больше 35 наград. А еще он тогда твердо решил, что и в мирное время будет строить железные дороги. Говорит, что на войне в полной мере осознал, насколько важное и востребованное у него дело, как сильно он нужен! Мало кто по-настоящему, всей душой любит свою работу. А он любит, поэтому и трудится всю жизнь. Общий трудовой стаж у почетного железнодорожника почти 70 лет!
Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА
















