«Зайцев» оставят совсем без «капусты»
Штраф за безбилетный проезд в петербургском наземном транспорте и метро может быть увеличен в десять раз
На прошлой неделе стало известно, что городская администрация рассматривает вопрос о возможности кардинального повышения штрафов за безбилетный проезд. Сейчас пойманные «зайцы» платят сто рублей, а в перспективе заплатят тысячу. Такой же огромный штраф предполагается взимать и за неоплаченный провоз багажа.
- Потребность в увеличении штрафов назрела уже давно, - говорит Юрий Искандеров, заместитель директора по научной работе Института проблем транспорта РАН. - Ведь стоимость проезда растет, а вот штраф для безбилетников стоит на месте уже много лет. Другое дело, что такое решение должно быть тщательно просчитано. Например, в Европе перед принятием подобных мер изучается общественное мнение, проводится опрос, рассчитываются оптимальные, обоснованные величины штрафов. Там наука используется по назначению. А у нас обычно сначала принимают решения, а потом уже привлекают науку, чтобы скорректировать те или иные последствия…
Однако вряд ли наши горожане при любом раскладе обрадуются увеличению штрафов. Все-таки менталитет у нас совсем другой - пока еще не европейский, и к «зайцам» многие относятся снисходительно - не как к злостным нарушителям, которых обязательно следует наказать. Стоит вспомнить время, когда контролеры более активно работали на маршрутах, чем сейчас, и даже штраф в 100 рублей им тогда удавалось стребовать далеко не всегда. А уж скандал разгорался на весь автобус!
- Странно, что штраф для безбилетников решили увеличить только теперь. Ведь нынешняя его величина не покрывает даже расходов на содержание контролеров! - считает Владимир Валдин, эксперт Межрегионального общественного движения «Город и транспорт». - Обычно такой штраф равняется стоимости единого проездного билета. В Санкт-Петербурге он стоит 1580 рублей. Так что штраф в 1000 рублей - это еще нормально. Однако хочу подчеркнуть: нельзя увеличивать штрафы, как и тарифы на проезд, не приведя в порядок саму систему общественного транспорта в целом! А она у нас сейчас далека от совершенства.
Юлия ЛИ