Александр Половцев: «Меня колотит, когда чавкают попкорном»
Придя однажды в кинотеатр, известный питерский актер чуть не вступил в драку с наглыми и невоспитанными зрителями-малолетками
В своей жизни известный актер Александр Половцев прошел не только медные трубы, но и много «огня и воды». Поскольку путь к славе одного из знаменитых «телементов» получился долгим. В течение многих лет Половцев, чтобы прокормить семью, не гнушался любой работы.
Доходот кухонных фартуков
- Многие актеры утверждают, что с раннего детства мечтали об артистической карьере. Вы тоже из таких?
- Нет. Не стремился быть ни актером, ни даже космонавтом. Просто ходил в драмкружок, и там у меня многое получалось. Поэтому, наверное, и решил с наскоку, почти без подготовки, поступать в Театральный институт. Но с первого раза не поступил, пришлось год учиться в Техникуме морского приборостроения, ничего в предметах толком не понимая. Признаюсь, провал на вступительных экзаменах задел меня за живое, и в следующий раз я уже подготовился основательнее и со второй попытки поступил-таки в ЛГИТМиК. По окончании учебы пять-шесть лет проработал в театре-студии «Время». Но, не увидев перспектив, на заре перестройки взял да и ушел. Фактически в никуда. Чем только не занимался. Был чернорабочим на строительстве супермаркета, продавал у метро кухонные комплекты «фартук - рукавички»… В общем, жизнь побросала.
Баба Яга по-немецки
- Правда ли, что играли Бабу Ягу на немецком языке?
- Было дело. Ребята в самом конце восьмидесятых пригласили в эстрадное шоу, с которым гастролировали по Германии. Языка я совсем не знал, поэтому реплики просто-напросто зазубривал. Кстати, в других сценках еще и Кощея Бессмертного изображал.
- Тогда пропасть между сытой Европой и голодной Россией казалась абсолютно непреодолимой...
- Верно, даже 100 немецких марок мы воспринимали как бешеные деньги, а изобилие в немецких супермаркетах было для нас явлением просто фантастическим. Искренне рад, что за два последних десятилетия разрыв в уровне жизни между нашей страной и Западом заметно сократился. Россия встала на правильный экономический путь. И теперь нас уже не удивишь ни изобилием товаров, ни поездками в Европу.
А телефон так и не зазвонил…
- А еще говорят, что вы одно время лакеем в Павловске у иностранцев подрабатывали. Это тоже правда?
- Подрабатывал. Но не лакеем, а скорее аниматором. Зарубежных туристов привозили на экскурсии, раз в неделю я и другие питерские актеры открывали им двери, дефилировали по дворцу в старинных костюмах. За все это удовольствие нам, кажется, платили долларов по 10 - 20.
- Неужели подобная работа, не говоря уже о торговле у метро, не задевала вашу профессиональную гордость?
- Не скажу, что мне было все равно, но я просто относился к такого рода занятиям как к способу заработка. Никакой уверенности в завтрашнем дне не было. В 1993-м я снялся у режиссера Овчарова в главной роли в фильме «Барабаниада», мы съездили на «Кинотавр», даже какой-то приз завоевали. Критики меня тогда уверяли: все, пробил твой час, сейчас засыплют звонками и предложениями. Но телефон так и не зазвонил... Многие мои коллеги не выдерживали подобной невостребованности - спивались, погибали от наркотиков. Поскольку в середине девяностых работы по профессии не было вообще. Когда в моей жизни появились «Менты», знакомые просили занять их хоть в каком-нибудь эпизоде.
«Включать голову, а не челюсти»
- Сейчас, насколько понимаю, возможностей для трудоустройства у российских актеров стало куда больше?
- Честно признаюсь, не могу похвастаться обилием присланных мне интересных сценариев. Но в общем и целом по сравнению с девяностыми в кино и на телевидении ситуация, конечно же, стала намного лучше. Работа кипит, снимается масса проектов, пусть в основном и сериальных. Слава богу, в отечественном кино нынче появились деньги.
- Однако, согласитесь, есть определенные претензии к качеству продукции. В СССР снимали лучше!
- Тогда были другие времена, возможности, мэтры... Та эпоха ушла. Осталось не так много и классных операторов, многое заменили компьютеры. Лично мне не нравится, когда из полнометражных фильмов после проката создают сериалы. Например, из «Адмирала». Тем самым кино превращают из праздника в обыденность, его без труда можно смотреть, не вставая с кресла. Что же касается настоящего и будущего нашего кинематографа, то я бы не стал сгущать краски. Поверьте, несмотря ни на что, есть немало талантливых ребят - актеров, сценаристов, режиссеров. Поэтому не считаю, что с творческой точки зрения российское кино загибается. Молодым, кстати, и сейчас дают снимать. Ну хорошо, может, порой не тем и не то... Кассовые сборы важны, но надо ведь иногда и голову включать, а не только челюсти...
Молодежь матом не ругается - она на нем разговаривает
- Александр, а вы сами-то в кино ходите?
- Как-то разок сходил - и отбил себе всю охоту. Понимаете, меня колотит, когда все вокруг сидят и чавкают попкорном. Во времена моего детства на дверях кинотеатров даже висели таблички: «С мороженым вход воспрещен». Подразумевалось, что человек в зале приобщается к искусству, а не ест, пьет и беседует невпопад. А сейчас в залах таких молодых людей большинство. Я даже чуть в драку не вступил, до того их поведение выбило меня из колеи.
- Уровень культуры подрастающего поколения падает?
- И уже давно. Я могу принять, что молодежь сейчас другая - лихо обращается с компьютерами, слушает совсем другую, новую музыку. Но различие не в этом, а в уровне воспитания. Не скажу за всех, но многие юные ребята не употребляют такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «разрешите». Уважения к старикам нет, в транспорте пожилым людям места не уступают. А разговаривают совсем на ином языке. Да, мы тоже в юности порой пили пиво и даже ругались матом. Но крайне редко - и никогда при девушках, это считалось просто неприличным. Сейчас же юные особы обоих полов матом даже не ругаются - они на нем разговаривают. Жаль, что ушло в прошлое дворовое общение. Не по телефону или по Интернету, а лицом к лицу. Раньше во дворах все друг друга знали, существовала определенная общность. Теперь этого нет.
«Для них слово «Родина» - пустой звук»
- Может, правильные фильмы помогли бы воспитанию молодежи?
- Если после «Бригады» все дети хотели стать как Саша Белый, то, наверное, хорошее, патриотическое кино также оказало бы на них влияние. Только положительное. Но я таких современных фильмов не знаю, а старые (вроде «А зори здесь тихие») современные подростки, уверен, не понимают и не принимают. Иногда мне даже становится страшно. Поскольку, если, не дай бог, на нас кто-то пойдет войной, вряд ли в России встанет на защиту страны столько людей, как в Великую Отечественную. Слово «Родина» для многих, увы, превратилось в пустой звук. И четкого рецепта, как исправить ситуацию, я пока не вижу.
Сергей ПОДУШКИН