Глубины «Миров»
Российские глубоководные аппараты после Северного полюса и Байкала начали погружения на Женевском озере
- Неплохо устроился - летать на Северный полюс через Женеву и Монте-Карло, - съехидничал один знакомый, когда неделю назад я вернулся из Швейцарии и Монако. Я не стал ему объяснять, что именно через полюс удалось проложить дорогу к Женевскому озеру, познакомиться с князем Монако, что дорогу эту прокладывали не месяц и не год, а довольно много лет. Арктика замечательна не только своей суровой недоступностью, громаднейшими белоснежными просторами, но и тем, что дарит совершенно удивительные встречи и дружбу, проверенную не общим застольем, а порой довольно суровыми испытаниями. Так что и за это я Арктике и Антарктике благодарен.
Предсвадебные хлопоты князя Монако
Что толку объяснять моему знакомому, что именно на полюсе родилась идея исследовать с помощью «Миров» Байкал, а на Байкале - привезти 18-тонные «Миры» в Лозанну, чтобы определить экологическое состояние одного из крупнейших европейских озер, соединяющих Швейцарию и Францию, дать возможность студентам Лозаннского политехнического университета заглянуть в глубины Женевского озера, в которое в середине прошлого века погружался их знаменитый соотечественник и изобретатель подводного аппарата «Триест» Жак Пикар. Тот самый Пикар, который вместе с прославленным американским гидронавтом Доном Уолшем покорил 23 января 1960 года самую большую в Мировом океане глубину - одиннадцатикилометровую Марианскую впадину. И я рад, что в эти дни судьба подарила мне встречу с тем самым Доном Уолшем, - хотя ему теперь за восемьдесят, он 14 июня тоже спускался на «Мире» в Женевское озеро. Впрочем, и о знаменитом гидронавте, и о встрече с одним из потомков Пикара - Бернаром (он спускался 14 июня вместе с Доном Уолшем и Анатолием Сагалевичем) - речь впереди…
Вот почему ехидненькая фраза меня задела.
Но к чему распинаться - из всех моих монологов у моего знакомого все равно в сухой остаток выпадут лишь недоступные когда-то для советского человека названия - Монте-Карло, Лозанна, Женева - и знакомые всему миру громкие имена и титулы наших спутников - правящего князя Монако Альбера II или швейцарского миллионера и владельца гигантского фармацевтического концерна «Ferring» Фредерика Паулсена.
Но я надеюсь, что вас, дорогой читатель, заинтересует и суть недавней экспедиции на «Мирах» в глубины Женевского озера, которая началась этим летом. Да и то, почему мы оказались в гостях у князя Монако и, несмотря на множество предсвадебных хлопот, он нашел час, чтобы посмотреть в Океанографическом музее Монако - Мекке всех океанологов мира - экспозицию, рассказывающую о работе «Миров» на Байкале, и обсудить с руководителями фонда содействия сохранению озера Байкал, спецпредставителем президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, самым знаменитым российским полярником Артуром Чилингаровым и руководителем группы компаний «Метрополь», профессором географического факультета МГУ Михаилом Слипенчуком и итоги минувшей сибирской экспедиции, и планы работы «Миров» на Женевском озере.
Хотя многие еще до нашей поездки в Монако и до открытия научной конференции «Байкал - всемирное сокровище» скептически отнеслись к тому, что правящий князь Монако в эти дни найдет время для такой встречи. У Альбера II и его избранницы - белокурой спортсменки из ЮАР Шарлин Уиттсток - сейчас действительно сумасшедшие дни. Они хотят превратить свою свадьбу в народный праздник Монако: ждут около четырех тысяч гостей - королевских особ, звезд кино, моды и спорта, политиков и бизнесменов со всего мира. 1 и 2 июля объявлены в княжестве праздничными днями - ведь все население самого маленького, не считая Ватикана, государства в мире, занимающего всего два квадратных километра, с нетерпением ждет этого бракосочетания, ведь теперь есть шанс на появление наследника знаменитой династии Гримальди. Эта громкая свадьба кроме неизбежных трат принесет и немалый доход в бюджет: говорят, в первых числах июня в Монако устремится полмиллиона туристов не только из Европы, но и с других континентов. Туристические агентства уже давно предупреждают, что места во всех отелях Монте-Карло забронированы для личных гостей князя и его будущей супруги, и предлагают бронировать гостиницы в ближайшей Ницце - до нее всего два десятка километров - и в других окрестных французских городках, откуда до Монте-Карло будут ходить специальные поезда. Ну а то, что предсвадебный ажиотаж уже начался, было заметно и в дни открытия конференции по Байкалу: первое, что я увидел в магазинчике Океанографического музея, - это открытки и памятные медали с портретами князя и его избранницы, эти же портреты были и на многочисленных плакатах, развешанных на улицах этого средиземноморского рая для всех, кто готов просадить в казино хоть целое состояние, хоть пару десятков евриков, чтобы потом между прочим сообщить: «Я продулся в Монте-Карло». О мизерной сумме, конечно, умолчав...
В эти дни на перекрестке мира, как часто называют Монако, царила не только предсвадебная атмосфера и звенели игральные автоматы, но и слышался плеск волн могучего Байкала - самого глубокого озера в мире.
Байкал у берегов Средиземного моря
Шум байкальских волн слышался с огромного экрана, установленного в шикарном центральном зале Океанографического музея, созданного сто лет назад знаменитым исследователем морей и океанов, арктическим путешественником принцем Альбером I. Здесь состоялась премьера документального российского фильма «К глубинам Байкала». Этот фильм - об уникальной глубоководной экспедиции на подводных «Мирах», организованной Фондом содействия сохранению озера Байкал в последние три года. Возглавляет этот фонд известный российский полярный исследователь, первый вице-президент Русского географического общества, Герой Советского Союза и Герой России Артур Чилингаров.
Идея глубоководных исследований Байкала с помощью «Миров» родилась в 2007 году, во время первой в истории глубоководной экспедиции к Северному полюсу, когда в точке, где сходятся все земные меридианы, удалось покорить небывалую глубину - 4261 метр. В этой экспедиции принимал участие и руководитель ГК «Метрополь», путешественник и бизнесмен, профессор географического факультета МГУ Михаил Слипенчук. Правда, тогда ему не удалось войти в шестерку гидронавтов, рискнувших работать подо льдами. Но на Северном полюсе у Чилингарова и Слипенчука родилась идея продолжить подводные работы на «Мирах» на крупнейшем озере России, озере, судьба которого волнует и ученых, и экологов, и политиков.
Я видел, как Чилингаров и Слипенчук загорелись этой идеей. А люди они настолько упорные и одержимые, что уже в 2008 году «Миры» начали работать на Байкале. За три летних экспедиционных сезона - за 185 дней - глубоководные аппараты совершили 178 погружений.
Дважды за это время и мне удалось погрузиться на «Мирах» в глубины священного озера - и у берегов Бурятии, и под Иркутском. В 2009 году вместе со знаменитым швейцарским путешественником и предпринимателем, почетным консулом России в Лозанне Фредериком Паулсеном, под командованием одного из опытнейших в мире подводных пилотов Анатолия Сагалевича, спускавшегося к «Титанику» и возглавлявшего спуски на полюсе, мы несколько часов работали возле острова Ольхон на предельной для Байкала глубине - свыше 1600 метров.
- Мы стремились получить как можно больше информации об уникальном озере и его природных феноменах, привлечь к изучению Байкала самые известные научные центры не только России, но и многих других стран, - объяснял князю Альберу II глава попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Слипенчук. - В спусках в глубины Байкала участвовали ученые двенадцати стран, в том числе и Монако. На «Мирах» за три года на Байкале погружались 215 гидронавтов… Наша цель - поддержать самые масштабные научные проекты, содействовать разработке новейших, экологически безопасных технологий и их внедрению для сохранения озера.
А потом он стал рассказывать, какой обширный научный материал был получен за три экспедиционных сезона, что сделано немало сенсационных открытий: обнаружены большие залежи газогидратов, которые многие называют топливом будущего, найдены неизвестные озерные организмы, проведены синхронные исследования дна Байкала из космоса и с «Миров»…
Князя Монако, конечно, заинтересовала и конструкция уникального российского подводного аппарата. Правда, пока он ознакомился с ней только по макету и по многочисленным фотографиям. Но проявил столь искренний интерес, что Артур Чилингаров пригласил его совершить погружение на «Мирах». Тем более что сейчас они поблизости от Монако - на границе Франции и Швейцарии, на Женевском озере.
Владимир Стругацкий
Фото автора
(Продолжение в следующем номере)