Два взгляда на Таганку
Журналисты «Смены» посмотрели под разными углами на громкий конфликт режиссера Юрия Любимова с его труппой
Взгляд первый
Старик и море серостейГлавным политическим событием минувшей недели, безусловно, стало выступление руководителя Театра на Таганке Юрия Любимова перед журналистами. Пресс-конференцию мэтра транслировали в прямом эфире на всю Россию, но - в дневное время, и потому зрителей было мало. Меж тем Юрий Петрович говорил не только о своем театре, где, как известно, разгорелся грандиознейший конфликт, - он говорил о стране.
- Актеры хотят существовать как клопы в диване: не желают никаких изменений, продолжают плохо работать, вяло, с трудом приходя на репетиции, - заявил Любимов и добавил, что виной всему развал дисциплины, и это проблема - общероссийская: - Так нельзя работать, иначе мы постепенно станем задворками мира!
«Клопы», они же «бунтовщики» и «шантажисты», - это в основном молодые участники труппы Театра на Таганке, выросшие в 80 - 90-е годы. И их противостояние с Любимовым не сводится к финансовому вопросу (актеры отказывались выходить на сцену во время гастролей в Чехии, пока не получили гонорар за еще не сделанную работу). Оно скорее мировоззренческое.
Для старика Любимова театр - дело всей жизни, выстраданная любовь. Он имеет право быть диктатором даже в свои 93 года - потому что гений и это его детище. И еще потому, что, как точно заметил Макиавелли, демократия плоха тем, что всегда оборачивается разнузданностью.
Молодые актеры в этой ситуации руководствовались именно демократическими постулатами (в извращенной ельцинской трактовке): плевать на авторитеты, плевать на мораль, главное - деньги. «Что-то мало нам платят!» - взбунтовались они (средняя зарплата в Театре на Таганке - 35 тысяч рублей). «А за что вам платить больше?» - парировал Любимов. Этой искры было достаточно, чтобы начался пожар…
Ну хорошо, а почему он раньше не выгнал этих актеров и не набрал других? А других - нет. Выросло целое поколение серостей. Мы видим море этих безликих существ каждый день в бесконечных сериалах на всех каналах. Пустота в глазах. Ни одного Имени.Но если б это касалось только актерской среды - серость, увы, правит бал в стране. С каждым годом все больше и больше серых, никчемных чиновников, юристов, всевозможных менеджеров, бессмысленных выпускников вузов. Диванные клопы плодятся,
поскольку климат для этого создан самый благоприятный.
Из-за серостей погибает не Театр на Таганке - погибает страна. Вот о чем пытался прокричать Любимов. Но похоже, его не услышали.
Алексей НИКОЛАЕВ
Взгляд второй
Если не гений, то подлежишь расстрелу?Театры - как люди: рождаются, живут, болеют, умирают. И иногда полноценная жизнь бывает короче, чем болезнь. Вот и Театр на Таганке был болен уже давно и серьезно. Не в плане взаимоотношений худрука Любимова и труппы, а в плане творческом.
Остались в прошлом времена, когда билеты на Таганку были равноценны товарам колбасно-джинсового дефицита и стоять за ними готовы были в мороз и по ночам. Последние признаки ажиотажа были заметны в конце 80-х, когда изгнанник Любимов вернулся на родину и снова возглавил рожденный им же и ставший знаменитым театр. От возвращенца Любимова все и ждали повторения его прежних творческих удач. Но не дождались. Изменились времена, изменился зритель, изменился, наверное, и сам Любимов. Так что на стыке веков эстетика его театра стала казаться устаревшей.
Возвращение мастера принесло не только творческие проблемы, но и человеческие. Часть труппы во главе с Николаем Губенко уже тогда не пожелала работать с Любимовым и покинула Таганку, организовав свой театр - «Содружество актеров Таганки». Но этот звоночек остался почти незамеченным, а некоторые дажевозмутились: великий режиссер, жертва советского режима, вернулся на родину, чтобы сеять разумное и вечное, а какие-то актеришки нос воротят. В общем, туда им и дорога.
Сегодня проблемы, связанные с особенностями личности Любимова, вылились в огромный скандал. «Актеришки» стали требовать гонорары, отпускные и прочие выплаты, которые им полагались, но почему-то не всегда доходили до нужных карманов. Худрук обиделся, обозвал их «клопами в диване» и прочими оскорбительными выражениями, которые, как выяснилось, были и до этого в ходу, и заявил, что уходит из театра.
Напоследок обвинил некоторых актеров в пьянстве во время гастролей в Испании. Правда, не уточнил, что гастроли эти были в 1979 году. И что среди прочих любителей принять на грудь он не раз приводил в чувство Владимира Высоцкого. При этом зарплату ему, видимо, все равно платил. Но это ж гений, скажет кто-то. «А что, если не гений, то детей кормить не обязательно?» - резонно могут возразить актеры любимовской труппы.
И действительно, вряд ли люди, которым очень хорошо, будут бунтовать и что-то требовать. Вот к Олегу Табакову, который в возглавляемом им МХТ им. Чехова устроил актерам просто райскую жизнь, почему-то никто претензий не предъявляет. Так, может, и товарищам с Таганки стоит как-то взаимовыгодно договориться?
Анна ВЕТЛИНСКАЯ