Вода, соленая от слез

К катастрофе «Булгарии» привела жадность российских капиталистов


Рано или поздно это должно было случиться. Парк речных судов достался современной России в наследство от СССР, в последние десятилетия практически не обновлялся и достиг крайней степени износа. Он требовал к себе максимально бережного и внимательного отношения. Но вместо этого оказался в руках жадных и равнодушных российских капиталистов. Таким людям, или, скорее, нелюдям, принадлежала и затонувшая «Булгария», ставшая братской могилой для 129 человек, отправившихся 10 июля в роковой круиз по Волге…

Как это ни цинично прозвучит, но в трагедии «Булгарии» удивляет не то, что судно утонуло, а то, что оно так долго плавало. Построенный еще в 1955 году, теплоход даже по человеческим меркам был далеко не молод. А по морским и вовсе считался «дедушкой». Так, из 36 теплоходов проекта 785 (к нему относилась и «Булгария»), построенных в 1950-х годах в Чехословакии, продолжают курсировать по рекам лишь пять. Остальные либо выведены из эксплуатации, либо стали плавучими ресторанами.

Однако вряд ли об этом хоть раз задумывалась гражданка Инякина, директор фирмы «Агроречтур», взявшей в аренду судно, которое давно надлежало списать. Или, на худой конец, хотя бы капитально отремонтировать. Лишь после гибели десятков людей выяснилось, что утонувший теплоход проходил только  косметический ремонт: покрасили-подмазали и - отдать швартовы! Из «Булгарии» многие годы выжимали по максимуму, ничуть не заботясь о ее «самочувствии», и под конец она все-таки не выдержала - сдалась…

Количество допущенных нарушений законодательства неисчислимо. Лицензии на перевозку пассажиров «Булгария» не имела. В свой последний рейс вышла дико перегруженной: на борт взяли 208 пассажиров вместо положенных 140. Крен на правый борт был виден невооруженным глазом еще перед началом круиза! Отметим также нехватку спасательных средств и неподготовленность экипажа к нештатным ситуациям… А еще - ряд конструктивных особенностей судна (например, низко расположенные иллюминаторы и отсутствие водонепроницаемых переборок), неблагоприятные погодные условия и отсутствие топлива в баках слева, что хоть как-то могло обеспечить устойчивость судна… Арендаторы и экипаж допустили преступную халатность, и случилось непоправимое.

Сейчас по сложившейся традиции в стране началась масштабная проверка речного флота. Инспекторы наверняка показательно накажут пару судовладельцев, может быть, даже добьются возбуждения пары уголовных дел. Но уже через несколько недель все вернется на круги своя: сотни «Булгарий» будут снова зарабатывать деньги на пассажирах. А проверяющие - выдавать им разрешения на эксплуатацию ржавых посудин. Не за просто так, разумеется. И о нынешней трагедии все забудут, как забыли о «Хромой лошади», о шахте «Распадская», о Саяно-Шушенской ГЭС, о бесконечных авариях самолетов российского производства… И так - до новой катастрофы. А разве может быть иначе в стране свежепобедившего дикого капитализма?

Ольга Рябинина

12.10.2015