Старые теплоходы нечем заменить

Суда отечественного производства не выпускаются, а зарубежные - очень дорогие


Все-таки у нас предпочитают в упор не замечать проблему до тех пор, пока жареный петух не клюнет. Зато уж потом ее решают с размахом, предпринимая эффектные, но не всегда эффективные действия. Вот и в этот раз сразу пос­ле трагедии с «Булгарией» весьма предсказуемо заговорили о том, что надо запретить эксплуатацию теплоходов старше 40 лет. А откуда взять новые?

Держимся на плаву. Пока


- В нашей стране нигде не производят пассажирские теплоходы. Так исторически сложилось, - рассказывает Олег Зеленков, исполнительный директор крупной туристической компании «Водоходъ». - Граждан катают в основном на судах, которые остались еще с советских времен. У нас, например, на Валаам ходят теплоходы, построенные в ГДР. Так что мы держимся на старых запасах. Эти теплоходы откатают еще пять, десять, может быть, двадцать лет. А заменить их реально нечем! Закупать новые теплоходы за границей в нынешних условиях нереально. Во-первых, таможенная пошлина на ввоз теплоходов, во-вторых, НДС - 18 процентов, в-третьих, кредиты дают минимум под 18 процентов. Получается, что отечественных теплоходов нет, а иностранные слишком дороги! Поэтому новых машин вы нигде не увидите. Наша компания эксплуатирует теплоходы, которым 20 - 30 лет, но в Петербурге есть и те, кто держит суда, которым под 50 лет.
Правда, по словам Зеленкова, для теплохода возраст не самое главное.

- Все зависит от ухода, - продолжает он. - Я сам работал и в море, и на реках, могу сказать, что в пресной воде корпуса хорошего качества сохраняются очень долго. Просто надо регулярно поднимать их в док, чистить, грунтовать, красить, менять валопровод, смотреть винты, двигатели - тогда судно будет служить многие десятилетия. Поэтому, когда я сейчас слышу, мол, давайте запретим эксплуатацию старых теплоходов, я недоумеваю. Все должно быть разумно. Запретить в России большие круизные теплоходы старше 40 лет - это пустить под нож половину используемых судов! У нас как очередное ЧП, так кричат по телевизору: давайте запретим Ту-134, Ан-24, теплоходы те же самые! А нам не запреты нужны, а системная работа: поднимать промышленность и производство, производить запчасти и выпускать новое оборудование.

Правила надо не ужесточать, а соблюдать


При всем вышесказанном ситуация с водным круизным транспортом в Петербурге значительно лучше, чем в целом по стране. Дело в том, что в нашем городе бывает много иностранных туристов, а у них - достаточно высокие требования. Да и наши вод­ные артерии не отличаются спокойным нравом. Поэтому за судами следят.

- У нас особые условия работы - большинство петербургских круизных компаний работают на Ладоге, а это очень суровый водоем, - говорит Евгений Зубарев, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга. - Там и суда используются более высокого класса безопасности, не речного типа. У них запас прочности больше по всем направлениям. Более надежная конструкция, лучшая оснащенность спасательными средствами, строжайшие требования к подготовке экипажей и качеству радиооборудования. Вообще, я считаю, что требования безопасности у нас в стране нормальные, отработанные годами. Сейчас говорят, что будут ужесточать. Их надо не ужесточать, а соблюдать!

Когда полагаются на авось, случается «Булгария»


Кстати, для петербуржцев водные круизы не потеряли своей прелести после трагедии с теплоходом «Булгария».

- Оттока туристов не видно, - констатирует Сергей Корнеев, руководитель Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии. - В нашем регионе туристы знают и суда, и экипажи. К счастью, у нас круг судовладельцев не так велик, и каждый год их неоднократно проверяют. Сама система контроля у нас многозвеньевая. Со стороны судовладельцев (которые зачастую сами являются туроператорами и дорожат своей репутацией), со стороны федеральных органов (прежде всего это Регистр речных судов), со стороны городской администрации. У нас нет в практике того, что можно наблюдать в других регионах, - когда суда передаются небольшим компаниям, потом еще одним, и так по длинной цепочке. Иногда там и концов уже не найти, и непонятно, кто несет ответственность за судно. Что касается возраста флота, то он, безусловно, немолодой. Однако в той же Европе по круизным маршрутам ходят суда такого же возраста, хотя, конечно, новых теплоходов у них больше, поскольку они там производятся. Просто надо ответственно ухаживать за «железом», соблюдать правила безопасности. А когда полагаются на авось, случается «Булгария».

Юлия ЛИ

12.10.2015