Машинист - это звучит гордо!

Петербург стал первым городом в России, где есть две детские железные дороги


Питерским школьникам теперь могут завидовать дети со всей России. В нашем городе начала работу новая современная трасса Малой Октябрьской железной дороги, на которой каждый желающий уже с 10 лет может осваивать железнодорожные профессии. Хочешь быть машинистом, дежурным по станции, проводником или бригадиром поезда - доб­ро пожаловать в настоящее депо, натуральной величины тепловоз и вагоны. Даже пассажиры на Малой ОЖД не подсадные, а самые что ни на есть обыкновенные - с купленными в кассах билетами по 100 рублей!

Инвестиции окупятся с лихвой

Первая детская железная дорога открылась в Петербурге еще в 1948 году. Она включала более восьми километров пути и три станции на севере города - поезд курсировал от Озерков до ЦПКиО. Однако в лихие девяностые кто-то посчитал, что железная дорога занимает слишком много драгоценной земли. В результате часть территории была отдана под застройку. А детям оставили всего пару километров путей. Однако в 2009 году «Российские железные дороги» решили восстановить справедливость и вернуть маленьким петербуржцам то, чего их так беспардонно лишили. Правда, строить новую Малую ОЖД пришлось по новому адресу - трасса длиной десять километров связывает станции Купчино и Царское Село и проходит на месте бывшей Царскосельской дороги.

Первоначально планировалось, что с вводом в строй этой дороги необходимость в содержании прежней отпадет. Однако президент «РЖД» Владимир Якунин решил сделать Петербургу подарок: сохранить еще и старую Малую ОЖД, с которой у многих представителей старшего поколения ленинградцев связано немало воспоминаний.

- Мы вложили в строительство Малой Октябрьской железной дороги 1,3 миллиарда рублей, - сообщил Владимир Иванович. - Но это те инвестиции, которые с лихвой окупятся. Дети здесь не играют, а учатся и познают нашу профессию. До 80 процентов учеников потом связывают свою жизнь с железной дорогой.

Искорки в глазах

А что же сами юные железнодорожники? Дети, безусловно, счастливы, что теперь полученные теоретические знания смогут закрепить на практике. И не на старом электровозе, а на новеньких детских поездах. Послушать этих ребят - так они уже рассуждают, как настоящие профи.

- Я хочу стать машинистом - водить электричку, - заявил корреспонденту «Смены» 13-летний Михаил Иванов. - А вот высокоскоростное движение меня не привлекает. Считаю, что «Сапсан» в России запускать было рано - наши железнодорожные пути к этому еще не готовы.

Впрочем, единомышленников у пацана не так и много. Многие его «коллеги», наоборот, мечтают работать на поездах типа «Аллегро» и ездить в соседнюю Финляндию. Кстати, на Малой ОЖД под руководством опытных наставников попробовать себя в роли машиниста могут даже девочки. Хотя во взрослом возрасте эта профессия для них закрыта.

- А жаль! - говорит юная железнодорожница Оля Решетникова. - Слышала, что в Москве женщина работает помощником машиниста. Что делать - пойду в проводники...

Как рассказала «Смен­е» Ольга Константинова, инструктор Малой ОЖД с 29-летним стажем, в последнее время престиж профессии машиниста серьезно упал. Над ее подопечными в обычной школе иногда даже посмеиваются: «О, смотрите, наш железнодорожник пошел».

- Но я на это внимания не обращаю, - говорит 13-летний Павел Лещов. - У меня по поводу профессии машиниста совсем другое мнение...
Когда ребята в новенькой серой форме, чем-то похожей на нынешнюю полицейскую, забираются в новый тепловоз «Колибри» или в отремонтированные вагоны «Сказка» и «Пионер», в их глазах загораются живые искорки. Что ж, эти дети знают, чем заняться в свободное время и к чему стремиться в будущем. В отличие от сотен своих сверстников, пока не имеющих цели в жизни...

Ольга Рябинина
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015