Могильщиков «Булгарии» ждет самый гуманный суд в мире

Виновникам гибели теплохода повезло, что российское уголовное законодательство недавно подверглось тотальной либерализации


Круг обвиняемых в гибели теплохода «Булгария» продолжает увеличиваться. На днях были предъявлены обвинения генеральному директору компании-субарендатора «АгроРечТур» Светлане Инякиной и старшему эксперту Камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову. Возбуждено уголовное дело в отношении пока не установленных сотрудников Камского речного пароходства, которому принадлежала «Булгария». Задержаны и допрошены капитаны кораблей «Арбат» и «Дунайский-66», которые прошли мимо тонущего судна. Но грозит ли всем этим людям реальное наказание за гибель больше ста пассажиров?

Бизнес приказано не кошмарить

Пока главными подозреваемыми в гибели «Булгарии» остаются заключенные под стражу Светлана Инякина и Яков Ивашов. Несмотря на ходатайства адвокатов, суд отказался выпустить их под подписку о невыезде. Обоим арестованным следствие предъявило обвинение по части третьей статьи 238 УК РФ - «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Тюремный срок, который грозит Инякиной и Ивашову, - 10 лет. Но это верхний предел. Нижнего предела наказания по этой статье с недавних пор не существует. А это значит, что обвиняемые могут даже не получить реальных сроков, попросту отделавшись условным наказанием, а то и штрафом…

Российский суд, как известно, - самый гуманный в мире и редко прибегает к максимальной мере наказания. А в последнее время в соответствии с указаниями президента он становится все добрее и добрее. Ведь в России продолжается либерализация уголовного законодательства, и в первую очередь она коснулась именно экономических статей. В том числе и той, по которой предъявлено обвинение Инякиной и Ивашову. В марте 2011 года редакция части третьей статьи 238 УК РФ была значительно смягчена - нижний предел наказания был снят.

Что ж, властями самого высокого уровня бизнес в России велено не кошмарить. Чем отвечают коммерсанты на подобную милость, показала трагедия «Булгарии». Предприимчивые нувориши выжимают все, что только можно, из ржавых посудин, а ответственность за свои действия нести не хотят. Но стоит ли жалеть льющую сегодня крокодиловы слезы бизнесменшу Инякину и должно ли правосудие быть гуманным к таким, как она? Вопрос из разряда риторических…

Так кто же ответит за «Булгарию»?

Парадоксов в российском законодательстве хватает и без этой либерализации. Например, согласно Кодексу внутреннего водного транспорта, судо­владельцем на время аренды считается арендатор. Получается, что привлечь к ответственности за ненадлежащее техническое состояние теплохода владельца «Булгарии» нельзя. Хотя его имя и фамилия уже стали известны следствию и широкой общественности. Как, например, и некоторые факты биографии: собственник «Булгарии» живет за границей, а в России лишь зарабатывает деньги. Этому человеку принадлежит более 50 процентов акций Камского речного пароходства.

Однако надежды на то, что следователи копнут так далеко, почти нет. Пока транспортной полицией лишь возбуждено дело по статье 201 УК РФ - «Злоупотреб­ление полномочиями директора коммерческой организации». Оказалось, что государство, будучи владельцем 32 процентов акций Камского речного пароходства, не получало никаких дивидендов от сдачи теплоходов в аренду. Да и сам договор аренды с советом директоров не согласовывался. Однако никто не сомневается, что ответит за это очередной стрелочник. Может быть, он даже получит пару лет условно. А рыбка покрупнее - тот же заграничный собственник «Булгарии» - опять уплывет…

Собственно, даже капитанов судов, не захотевших замечать тонущих пассажиров «Булгарии», вряд ли ждет суровое наказание. Уголовное дело по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности» (максимальный срок - лишение свободы на срок до одного года) может вовсе не дойти до суда. Равнодушные капитаны должны благодарить за это корпоративную солидарность - на их защиту встали коллеги. Например, Роман Лизалин, капитан судна «Арабелла», которое спасло многих тонувших пассажиров, заявил, что якобы он сам попросил капитана «Дунайского-66» не мешать. А замглавы Минтранса Виктор Олерский предположил, что грузовые суда могли задавить спасшихся с тонувшего теп­лохода.

И тут возникает вопрос: а кто будет отвечать за гибель сотни людей, которых проржавевшая «Булгария» утащила на дно? Неужели в очередной раз никто, как и в случаях с «Домодедовом» и Саяно-Шушенской ГЭС? Цена человеческой жизни в России ничтожно мала, и даже катастрофы такого масштаба, похоже, ничего не меняют. Не потому ли трагедии, происходящие по вине безответственных дельцов, привыкших оставаться безнаказанными, происходят все чаще?

Ольга Рябинина

12.10.2015