«Брейвик подписал приговор европейской демократии»

По мнению философа Александра Дугина, толерантная модель мультикультурного общества потерпела крах, но к отказу от нее руководители Евросоюза пока не готовы


Кровавая бойня, которую учинил норвежец Андерс Брейвик, продолжает оставаться самой обсуждаемой темой не только в Европе, но и во всем мире. Мотивы убийцы-психопата на минувшей неделе прояснились - оказалось, это был его личный протест против построения мультикультурного общества. Разумеется, терроризму не может быть никаких оправданий. Но нельзя не задуматься о том, почему Брейвик выбрал именно такой страшный способ заявить о своих взглядах. Почему он, например, не пошел на норвежское телевидение, чтобы высказаться о неправильной, с его точки зрения, миграционной политике, - ведь нам, россиянам, постоянно твердят о том, что на Западе - абсолютная свобода слова? Какие невидимые стороннему наблюдателю процессы на самом деле идут в европейском обществе? Об этом мы побеседовали с известным российским философом, политологом, лидером Международного евразийского движения Александром Дугиным.

Не случайность, а закономерность

- Александр Гельевич, норвежский теракт - это случайность или все-таки закономерность? Почему он произошел именно сейчас?
- Один умный человек давным-давно сказал, что случайность - это закономерность, механизмы которой мы не знаем. В европейском обществе в последние годы постоянно нарастали и копились проблемы, связанные с нынешней стратегией иммиграции. Часть граждан не согласна с мультикультурной моделью, которая ныне преобладает в Евросоюзе. Ее критикуют многие крупные политические деятели, но при этом ничего не меняется. Никакой альтернативы мультикультурности элита выработать не смогла. А если существует проблема, которую никто не решает и не собирается решать, - рано или поздно она выльется во что-то серьезное. Именно это, собственно, и произошло в Норвегии. Понимание политическим истеблишментом Евросоюза межэтнической проблематики абсолютно неадекватно реально сложившейся ситуации. Поэтому случившееся можно расценивать как закономерность...
- Поступок Андерса Брейвика, по-вашему, продемонстрировал окончательный крах мультикультурной модели в Европе?
- Действительно, мы присутствуем при фундаментальном крахе западной стратегии в сфере иммиграции, этнополитики и этносоциологии. Сложившаяся в Евросоюзе демократическая система больше не отвечает чаяниям большинства европейцев. Фактически Брейвик подписал приговор всей системе. Если для того, чтобы донести свои идеи до правительства, ему понадобилось уничтожить почти восемьдесят ни в чем не повинных людей - это значит, что либеральная модель уже не работает.

Ждать ли новых трагедий?

- Вы говорите страшные вещи: неужели в цивилизованной Европе невозможно достучаться до власть имущих законными способами?
- То, что недовольство мультикультурной моделью вылилось в террор, означает, что ситуация зашла слишком далеко. Получается, что у людей с теми же антиисламистскими взглядами, что у Брейвика (а их в Европе, повторюсь, очень много), просто нет возможности получить трибуну. Ведь терроризм - это жуткий, преступный способ привлечения внимания широкой общественности и СМИ к своей политической позиции. Это именно медийное явление, а не какое-либо еще. Можно долго замалчивать проблему, загонять ее внутрь, но она все равно даст о себе знать - вот такими кошмарными проявлениями...
- Можно ли ожидать, что теперь политика европейских стран по отношению к мигрантам изменится?
- Никаких изменений, к сожалению, не будет. Пока не произойдет еще одна подобная трагедия - с еще большими жертвами. Сейчас в Европе отчаянно ищут виновных в случившемся. Скоро их назовут: «Аль-Каида», Каддафи, Ким Чен Ир - мало ли кто еще… Да это уже и не важно. Европа совершенно глуха и слепа, чтобы осознать реальные причины трагедии. Это общество зарвавшихся аутистов, которые не видят дальше своего носа, параноидально проецируют свои страхи на других и не способны смотреть правде в глаза.
- России происшедшее как-то коснется?
- Почти нет. У нас - свой терроризм и свои национальные проблемы, которые тоже требуют внимания, - в первую очередь я имею в виду Северный Кавказ. Хотя, надо признать, и у нас нарождаются националистические группы разного толка, которым жестко отказывают в праве на политическое и медийное представительство. В будущем они тоже могут начать осваивать кровавые методы борьбы. Но дай бог, чтобы этого не произошло.

Ольга Рябинина

12.10.2015