Александр ПРОХАНОВ: «Горбачев и Ельцин осознанно развалили страну»

По мнению писателя-патриота, ГКЧП был последней фазой спецоперации под названием «Перестройка»


- Александр Андреевич, в августе 1991 года вы поддержали ГКЧП. Почему?
- Я был радикальным антиперестроечником и открытым и непримиримым врагом Михаила Горбачева и его ближайшего соратника Александра Яковлева. Созданная мной газета «День» занимала открытую антиперестроечную позицию - у меня публиковались многие из тех, кто потом вошел в ГКЧП. Со всеми гэкачепистами я был знаком, с некоторыми - дружен и абсолютно, как мне казалось, разделял их страстное стремление сохранить Советский Союз, над которым нависла смертельная опасность.

- Вы сразу разочаровались в перестройке?
- Сначала я, как и многие, был очарован горбачевской свежестью, яркостью, говорливостью. А главное - провозглашенным им ускорением, долгожданным развитием, по которому так истосковалась страна. Оно обещало превратить эту остановившуюся громаду под названием СССР в летящий вертолет… Но совсем скоро стало ясно, что никакого развития нет, а вместо этого идет разрушение государства.

- Но и в ГКЧП вы, как я понимаю, тоже очень быстро разочаровались?
- Уже после первой декларации ГКЧП возникла постыдная пауза. Вернувшийся из Киргизии в Москву Борис Ельцин по дороге из аэропорта проскользнул мимо замаскированного спецотряда «Альфа». Хотя все, кто следил за развитием августовских событий, ожидали его интернирования. Такова была логика событий. Арест Ельцина не состоялся и в Белом доме. Вскоре стало ясно, что ничего из первоначально задуманного гэкачеписты делать не будут. Я начал осознавать, что произошла какая-то ужасная подмена…

- Что же, на ваш взгляд, случилось?
- Думаю, на самом деле все было вот как. Гэкачеписты по поручению Горбачева должны были провести грязную санитарную работу по расчистке политического пространства от оппозиции. Их главной целью, повторюсь, должно было стать интернирование Ельцина. После этого Горбачев должен был вернуться в Москву из Фороса и продолжить управлять уже зачищенной страной. Гэкачеписты были людьми благородными и искренне верили, что это спасет СССР. Однако беда в том, что их использовали втемную. У Горбачева, Ельцина и председателя КГБ СССР Крючкова был свой хитроумный план, в детали которого они больше никого не посвятили. Этот план не предусматривал ареста Ельцина - наоборот, тому были предоставлены гарантии безопасности. Ведь Крючков в итоге так и не отдал «Альфе» этот приказ. Горбачев не сдержал свои первоначальные обещания перед членами ГКЧП и просто отдал их на заклание после того, как все закончилось…

- А какие планы, по-вашему, преследовали «истинные режиссеры» этого спектакля - Ельцин, Горбачев и Крючков?
- Их главной целью был развал СССР. В стране на тот момент существовало два конфликтующих центра власти - общесоюзный во главе с Горбачевым и российский во главе с Ельциным. Чтобы разрушить Союз, нужно было передать все полномочия общесоюзного центра региональному. То есть отдать Ельцину основные полномочия по управлению армией, разведкой, финансами… Эта спецоперация была удачно проведена, после чего Союз был сброшен как ненужный балласт. Ведь, казалось бы, после возвращения Горбачева из Фороса он мог потребовать у Ельцина отдать ему отобранные у него полномочия. Но Горбачев этого делать не стал и просто самоустранился… Его миссия была выполнена, и он мог уйти из политической жизни…

- А зачем Горбачеву нужно было добровольно отдавать власть?
- В результате долгого, кропотливого анализа я пришел к выводу, что вся проводившаяся Горбачевым перестройка была грандиозной, блестяще проведенной спецоперацией, которая преследовала одну цель - разрушить все основы советского государства - идеологические, конституционные и экономические. Этот план был разработан нашими противниками в холодной войне и родился в недрах американских аналитических центров. Горбачев должен был лишь претворить его в жизнь. Что он с успехом и сделал. В результате действий Горбачева страна превратилась в гигантскую бесхребетную медузу, размером с шестую часть суши. А создание ГКЧП стало последним аккордом перестройки, ее завершающей стадией. Так что перестройка не являлась хаотичным нагромождением событий. Ошибочно считать, что только ряд случайностей и неточностей привели к разрушению СССР. Повторюсь, это была сложная продуманная операция по уничтожению Советского Союза.

- Но ведь Горбачев в итоге оказался в проигрыше, лишился всех властных полномочий…
- Горбачев-то проиграл? Конечно, нет. Сегодня он - кумир мира, принадлежит к закрытым клубам, которые сажают и свергают президентов.

Ольга Рябинина

12.10.2015