Заметили, как я тут намекнул?!

Питерский актер Алексей Девотченко ведет с театральных подмостков неприкрытую агитацию против Общероссийского народного фронта


В июле в Малом драматическом театре состоялась премьера спектакля «Вальс на прощание», основанного на стихах Иосифа Бродского. Тот же спектакль был не так давно показан в Театре на Васильевском. Главный и единственный исполнитель - дважды лауреат Государственной премии, заслуженный артист России Алексей Девотченко.

В семидесятые - восьми­десятые  в Ленинграде время от времени ставились спектакли, что называется, «с фигой в кармане». Берется, скажем, ни в чем не повинная щедринская «История одного города». То там, то сям вставляются современные детали и словечки, кто-то из артистов говорит с дикцией Брежнева, а кто-то, когда речь идет о крайней тупости властей города Глупова, подмигивает залу: «Ну, вы заметили, как я тут намекнул?!» Такие постановки шли на ура. Некоторую противоестественность происходящего чувствовали только нерафинированные, обычные зрители. На сцене - осыпанные званиями и наградами лауреаты чего только можно, а в первых рядах - тоже не обойденные вниманием власти холеные люди. И все они исхихикиваются над государством, которое оплатило и эту постановку, и их стабильную жизнь. Может быть, кому-то из них горько вспомнить свой смех? Потому что известно, чем это кончилось, - развалом страны.

Вот такие воспоминания навеял спектакль «Вальс на прощание» с участием Алексея Девотченко - безусловно, талантливого артиста. Режиссер Владимир Михельсон называет действо «фантастической гражданской позицией, выраженной в художественной форме». Здесь можно согласиться только с одним словом - «фантастическая». Надерганные фразы из заседаний съездов КПСС, из бойких речей Буковского и прочих правозащитников, стихи Бродского и… намеренно искаженные и поданные в шутовском виде цитаты из выступления Владимира Путина о создании Общероссийского народного фронта - все сделано умелой рукой, не вынимаемой из кармана, по старым дурным лекалам.

- Когда люди искусства начинают заниматься политикой, - прокомментировал  «Смене» ситуацию председатель Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Антон Губанков, - то в большинстве случаев это приводит к тому, что ими начинают манипулировать. Мы должны подходить толерантно к разным политическим взглядам и выражениям творческой активности, но всему есть мера. Сцены государственных теат­ров - это место для культурных проектов, а не для политических экзерсисов.

В театрах, где выступил Алексей Девотченко, нам объяснили, что «Вальс на прощание» - не их спектакль, они просто сдали сцену под него в аренду.

Виктор ИВАНЦОВ

12.10.2015