Глубины «Миров»
Экспедиция на Женевском озере началась нынешним летом с погружения легендарной троицы - российского пилота Анатолия Сагалевича, американского гидронавта Дона Уолша и швейцарского океанолога Бертрана Пикара
(Продолжение. Начало в номерах от 27 июня, 4,11,18, 25 июля 1 и 8 августа)
Ко «дну Земли»
Мой первый вопрос Дону Уолшу, как только он вышел из «Мира» после погружения к затонувшей в позапрошлом веке «Роне» и под аплодисменты всех приглашенных в день начала экспедиции на Женевском озере - 14 июня - поднялся на борт новенького пассажирского теплохода «Рона», обычно курсирующего по тихому швейцарскому озеру с туристами, оригинальностью не отличался. Я спросил у самого легендарного из живущих на земле гидронавтов, покорителя знаменитой одиннадцатикилометровой Марианской впадины, испытывал ли он когда-нибудь во время погружений чувство страха.
- Если к любому делу приступаешь с неуверенностью, то лучше его не делать.
Уверенность этого человека в успехе - а он не теряет ее в самых рискованных авантюрах - просто поражает.
Да и разве не авантюрой было его нынешнее погружение на «Мире» на дно Женевского озера с российским пилотом Анатолием Сагалевичем и швейцарским бортнаблюдателем Пикаром - племянником Огюста Пикара, изобретателя того самого «Триеста», на котором Дон Уолш более полувека назад покорил самую большую в Мировом океане глубину? И пусть всего трехсотметровая глубина Женевского озера просто несравнима с 11-километровой пропастью «Челленджера» и нынешнее погружение продолжалось меньше часа, а не 9 часов, как 23 января 1960 года, все же бросить размеренную американскую жизнь, перелететь через океан и отправиться на подводном аппарате на дно - разве не авантюра?
Похоже, этот невысокий, но очень крепкий для своего возраста американец даже на старости лет не способен угомониться.
Сейчас, хотя в ноябре ему стукнет восемьдесят, он собирается снова покорять огромные глубины - в следующем году на «Мире» спуститься с Анатолием Сагалевичем к «Титанику». А в 2003-м он на том же «Мире» погружался с Анатолием Сагалевичем к месту гибели «Бисмарка» - одного из крупнейших линкоров Третьего рейха, потопленного в Датском проливе в 1941 году.
- Со многими из команды «Миров» я знаком почти два десятка лет - с 1981 года, когда впервые приехал в Москву, в Океанологический институт имени Ширшова, и мне рассказали об уникальных возможностях «Миров». С тех пор в Советском Союзе, а потом и в России я был десятки раз, проехал почти всю вашу страну: от Владивостока до Байкала и Новороссийска. В прошлом году побывал даже на Чукотке, на острове Врангеля. А кроме того, за последние годы я побывал на Папуа, в Мексиканском заливе и Беринговом проливе, с канадскими экологами в Гренландии изучал моржей и белых медведей.
В рекордном погружении 1960 года на «дно Земли» лейтенант американского военно-морского флота Дон Уолш участвовал вместе с сыном Огюста Пикара - океанологом Жаком Пикаром.
И хоть Женевское озеро, как сказал руководитель экспедиции «Миры» на Женевском озере» Михаил Красноперов, «несколько мелковато для таких гигантов, как почти двадцатитонные «Миры», которым по плечу погружения на дно океанов, ну в крайнем случае - в самое глубокое на планете озеро Байкал», любой спуск - путешествие в неизвестность, путешествие всегда рискованное и опасное.
Погружение в Марианскую впадину Уолш называет вершиной всей своей жизни как гидронавта.
«Дядя Дон»
В Женевское озеро летом нынешнего года Дон Уолш погружался второй раз в своей жизни. Первый раз он погружался в него в 1983 году вместе со своим старым другом Жаком Пикаром.
- Это было его озеро. Он жил на побережье Женевского озера и очень его любил. И я счастлив, что сегодня вновь вернулся сюда и мы спустились на «Мире» вместе с Бертраном Пикаром. В те времена, полвека назад, если о торговом флоте Швейцарии кое-кто и слышал, то о подводном не знал почти никто. Во всяком случае, так было в 1957 году, когда впервые я приехал в Швейцарию и встретился с Жаком Пикаром. Именно создатели «Триеста» ввели в обиход само это слово «батискаф» (bathos c греческого - глубокий, а scaphos - лодка) и сконструировали уникальный подводный аппарат, на борту которого могут находиться люди. Эта гениальная идея пришла к отцу Жака, Огюсту Пикару, еще в начале прошлого века, когда он был студентом Политехнической школы Цюриха, а потом воздухоплавателем в швейцарской армии. Именно он решил создать «воздушный шар», способный покорять океанские глубины. Огюст и Жак Пикары в пятидесятые годы построили первый батискаф в Италии и назвали его «Триест». В 1957 году его приобрел военно-морской флот США. А еще через пару лет родилась идея использовать его в Тихом океане - изучить самые большие глубины Мирового океана, так называемую бездну Челленджера. После многих месяцев тренировок нам с Жаком это удалось. И хотя с тех пор прошло полвека, ни у кого из живущих на земле людей погрузиться на такую глубину так и не получилось…
Стоявший рядом на корме «Роны» Артур Чилингаров - он в тот день спускался в Женевское озеро на втором «Мире» вместе с Евгением Черняевым и Фредериком Паулсеном - на последнюю фразу Дона Уолша тут же среагировал:
- Мы там будем!
Громко и категорично, чтобы все слышали.
Погружение в Марианскую впадину давно в планах у столь же авантюрного и бесстрашного, как Дон Уолш, Артура Чилингарова.
Эта идея родилась у него еще в 2007-м, когда на атомном ледоколе «Россия» и научно-экспедиционном судне «Академик Федоров» мы ходили с «Мирами» в Арктику и был покорен «настоящий Северный полюс». Тогда «Мир?1» Анатолия Сагалевича с Артуром Чилингаровым и Владимиром Груздевым (недавно ставшим губернатором Тульской области) погрузился в точке, где сходятся все меридианы, на 4261 метр, а вслед за ним на дно океана «сел» и «Мир-2» Евгения Черняева с Фредериком Паулсеном и Майком МакДауэллом.
Справедливости ради надо вспомнить, что именно Дон Уолш во время похода атомного ледокола «Советский Союз» на полюс с туристами предложил спуститься на «Мире» в центре Северного Ледовитого океана, и было это довольно давно - еще в конце прошлого века.
Но долгое время не удавалось договориться с нашим атомным ледокольным флотом о доставке «Миров» на вершину планеты. Идея так и повисла бы в воздухе, если бы не громадные организаторские способности и энтузиазм спецпредставителя президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Героя Советского Союза Артура Чилингарова.
Впрочем, я уже писал об этом в одной из предыдущих сменовских глав.
- Я познакомился с Бертраном, когда ему было всего 2 года, - рассказывал мне Дон Уолш. - Меня в их семье называли не иначе как «дядя Дон». И я очень рад, что почти через тридцать лет мы оказались с ним в одном экипаже, которым руководил ас-подводник, мой старый друг Анатолий Сагалевич.
Символично, что в первом погружении в Женевское озеро во время нынешней экспедиции участвовала столь легендарная троица. Организатор и спонсор этой экспедиции, призванной дать возможность ученым разных стран раскрыть многие тайны крупнейшего озера, соединяющего Швейцарию и Францию, получить новые данные о его экологическом состоянии, швейцарский бизнесмен Фредерик Паулсен сделал абсолютно правильный выбор. Он предложил «разрезать ленточку» двухмесячной экспедиции «Миры» на Женевском озере» Герою России Анатолию Сагалевичу, американскому гидронавту Дону Уолшу и швейцарскому океанологу Бертрану Пикару. А сам в экипаже тоже Героя России Евгения Черняева с Артуром Чилингаровым пошел вторым - на «Мире-2».
- Я счастлив, что Фредерик Паулсен организовал эту экспедицию, ставшую для меня не только новой встречей с давними друзьями, но и возвращением в молодость, - сказал американский гидронавт перед тем, как после погружения на «Мире-1» прочитал нам блестящую коротенькую лекцию о прошлом и будущем самых глубоководных в мире аппаратов. Лекция так и называлась - «Оглядываясь в будущее».
Владимир Стругацкий
Фото автора
(Продолжение в следующем номере)