Анатолий Карпов продвигает «Мишку»

Чемпион мира по шахматам увлекся пластмассовой малолитражкой


Когда Михаил Прохоров еще только задумывался о создании своего «Ё-мобиля», в России уже была одна машина с кузовом из пластмассы. Точнее, ее прототип. Создатели автомобиля, получившего трогательное имя «Мишка», уже больше десяти лет не могут не то что найти своего покупателя, но даже наладить серийное производство. Не так давно в состав учредителей этой новой автомобильной компании вошел экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, однако и он пока не может побить своим «Мишкой» Мишку Прохорова.

Брат  «Ё-мобиля»
Проект бюджетной машины был разработан еще в 1997 году ОАО «Автомаш-Холдинг». «Мишка-1128», как официально именуется прототип, представляет собой компактный автомобиль с пространственной металлической рамой и пластмассовым кузовом. Практически брат «Ё-мобиля», где полимерные материалы тоже существенно снижают стоимость машины. Ведь поврежденную панель, в теории, легко заменить, а ее производство стоит гроши. Весит прототип 800 килограммов, мощность двигателя - от 50 до 70 лошадиных сил, что сравнимо, допустим, с вазовской «девяткой», причем при своей небольшой массе он способен развивать скорость до 150 км/ч. Расход топлива при этом оценивался примерно в 4 литра на 100 километров. Любопытно, что изначально машина вобрала в себя детали практически всех отечественных автомобилей. Двигатель и коробка передач у «Мишки» - от «Таврии», бензобак - от УАЗа, тормозная система, а также детали передней и задней подвески - от «Оки».

Главным отличием этого «Франкенштейна» от своих металлических собратьев должен был стать трансформирующийся кузов. Если вам нужен «Мишка»-грузчик, то нужно открутить несколько болтов, сложить сиденья и получить из пикапа грузовик. Если ландо - с помощью того же ключа снимаете перегородку между сиденьями. Точно так же, меняя кузов с помощью заднего съемного колпака, из машины можно было сделать пикап или кабриолет. Служить же пластмассовые панели должны были не менее 10 лет. К сожалению, вместе с деталями оте­чественных машин «Мишка» вобрал в себя и все их недостатки. У опытных образцов уже после первых ходовых испытаний двери просели и стали закрываться с большим трудом.

Как не стать «Майклом»
Самое смешное, что в 2005 году «Мишка» чуть не стал «Майклом». Тогда американская компания «Venture» решила помочь усовершенствовать машину и наладить ее производство в Краснодаре. Проект «Российский народный автомобиль» должен был обеспечить выпуск примерно 250 единиц техники в год, причем не только социальных автомобилей стоимостью около трех тысяч долларов, но и моделей тысяч за пять, отвечающих всем требованиям рынка. Их-то и планировалось назвать «Michael». На них думали ставить двигатель «БМВ» мощностью 78 «лошадей» и автоматическую коробку передач. Инвестиции в проект должны были составить около 200 миллионов долларов, однако до реализации дело так и не дошло.

Тем не менее Анатолий Карпов решил рискнуть и несколько лет назад организовал производство «Мишек» в Туле. Причем выступил не только как инвестор, но и как совладелец и даже автор нескольких разработок. Машина, по его словам, развивает скорость уже до 170 км/ч и может перевозить грузы до 400 килограммов. Для сравнения: «ВАЗ-2105», до недавнего времени самое популярное авто в нашей стране, зараз возьмет на борт пять человек по 75 килограммов каждый, еще 75 кило примет на себя багажник и 50 можно прикрепить на крышу.

Всего за 200 тысяч
- Такая машина удобна в эксплуатации и даже ком­фортна, - отмечает шахматный чемпион. - Понятно, что это малолитражка, но она будет отлично себя чувствовать и в городе, и в сельской местности. Мы также планируем разработать специальную модификацию для инвалидов. Для них сейчас ничего не выпускают не то что в России - во всей Восточной Европе!

Карповский «Мишка» должен стоить меньше 200 тысяч рублей, что примерно в два раза дешевле «Ё-мобиля». И это пока его главный плюс. Реализация «буквенного» проекта идет гораздо быстрее. Олигарх за пару лет смог довести идею о бюджетном автомобиле до закладки завода под Петербургом, а «Мишку» за десятилетие видели только на специализированных выставках. И чья машина первой уйдет в народ, сейчас не берется предсказать никто.

Кирилл Кудрявцев

12.10.2015