Катастрофа ЯК-42: что творится с нашей авиацией?

Российские самолеты становятся самыми опасными в мире


«Взлетаем, позвоню в Минске, очень тебя люблю!»

В катастрофе под Ярославлем погибли настоящие мужики

Нелепая смерть молодых и полных сил людей - всегда трагедия. Когда же погибают кумиры, их многочисленные поклонники, кажется, теряют частичку себя. Ужасная авиакатастрофа в Ярославле унесла десятки жизней ярких и самобытных хоккеистов. Спортсменов и тренеров, которых знали и любили не только в России, но и во всем мире. Но тяжелее всего, конечно же, родным и близким.

Недаром говорят, что в хоккей играют настоящие мужчины. Мужики. Жесткий вид спорта, где нет места симуляции и приходится пахать с утра до вечера на изматывающих тренировках, воспитывает у молодых людей характер. Такой, что, даже становясь звездами и получая большие зарплаты, ребята не заболевают звездной болезнью, оставаясь в повседневной жизни обычными людьми. Скромными, неизбалованными, готовыми без пререканий жить, как спартанцы, играть на износ в бешеном ритме. И постоянно летать самолетами. Вроде этого злополучного изношенного «Яка»…

…У защитника Павла Траханова с супругой Екатериной была такая счастливая, как им казалось, примета: хоккеист каждый раз звонил жене прямо с борта самолета перед вылетом. Позвонил он и перед злополучным вылетом в Минск - трагедии ничто не предвещало, Павел смеялся, шутил, спрашивал о сыновьях, а напоследок сказал: «Взлетаем, позвоню в Минске, очень тебя люблю!» Не долетел, не позвонил, а ведь Павла после прекрасного сезона в «Атланте» звали многие команды. И выбрал он «Локо», только чтобы находиться поближе к семье, которая живет в Москве.

Звонил прямо перед вылетом из самолета и Руслан Салей. Самый знаменитый хоккеист в истории Белоруссии сообщил брату, что вылетает. А незадолго до этого попросил представителей минского «Динамо» выделить билеты для похода на хоккей своим родственникам и друзьям. Руслан долгие годы блистал за океаном в НХЛ, но в это межсезонье решил вернуться. Он мог оказаться в родном «Динамо», однако очень хотел побеждать, а в таком мощном клубе, как «Локо», задача выглядела более выполнимой. Настоящий боец, который никогда не ударит исподтишка, верный друг, который никогда не предаст, заботливый отец троих детей - в гибель Салея в Минске не верили до последнего. Говорили, будто он поехал накануне ночью в Белоруссию поездом. Но не таким человеком был Руслан, чтобы отправиться на матч отдельно от своей команды…

Возможно, столь же больших высот в хоккее достиг бы и Юрий Урычев. Мы все помним, как радовались в новогодние праздники героической победе Юры и его парт­неров (в том числе и давнего друга Даниила Собченко, т­акже погибшего в ужасной авиакатастрофе) на чемпионате мира среди молодежи. И были уверены: будущее нашего хоккея - в надежных руках. Весной импульсивный Урычев заработал дисквалификацию, которая еще не истекла. Кроме того, он получил травму руки и просто не мог сейчас играть в хоккей. Но все равно захотел полететь в Минск, дабы поддержать товарищей… Так его восхождение оборвалось на самом взлете.

Накануне сезона «Локомотив» не без оснований мечтал о главном трофее Континентальной хоккейной лиги - Кубке Гагарина - и весь был собран из хороших парней и прекрасных хоккеистов - звезд настоящего и будущего. Будущего, которого теперь нет.

Сергей ПОДУШКИН

 

Должны летать - обречены падать

Российская авиация становится одной из самых опасных в мире

Кажется, мы уже подошли к тому моменту, когда самолет начинает восприниматься не как обычное транспортное средство, которым ежедневно пользуются миллионы людей во всем мире, а как «летающий гроб», поднимающийся в воздух «не благодаря, а вопреки»... Авиакатастрофа в Ярославле, унесшая жизнь целого хоккейного клуба, - не первая и, как это ни страшно, явно не последняя в цепочке трагедий, которые в последнее время преследуют российскую авиацию.

Мы привыкли хоронить пассажиров разбившихся авиалайнеров - все идет по отработанной схеме: спасательная операция, вылет бригады МЧС, поиск и расшифровка черных ящиков, опознание погибших, выплаты компенсаций родственникам, расследование МАК... У нынешней трагедии лишь одна особенность - погибли знаменитые хоккеисты, да еще и целая команда. Поэтому просто закрыть на нее глаза вряд ли получится - придется принимать какие-то меры по наведению порядка в летном парке страны. Или, по крайней мере, изображать видимость таких мер...

Самое страшное, что здесь тоже все отработано и довольно предсказуемо. Вот упал Як-42 - вслед за этим последовали проверки всех авиакомпаний, где есть этот тип самолетов. Их эксплуатация временно приостановлена - хотя вряд ли будет запрещена. Так уже было неоднократно: в немилость попадали Ту-134, Ту-154, потом Ан-24, Ан-148... Но ведь до сих пор летают! Сделаны ли были какие-то выводы из всех предыдущих трагедий? Ни единого. Даже сама работа Межавиационного комитета уже давно стала пустой формальностью: катастрофы расследуются, а ничего не меняется.

Хотя каждому понятно: самолеты в России падают потому, что авиапарк, доставшийся нам в наследство от могучего Советского Союза и с тех пор практически не обновляемый, безбожно устарел. Средний возраст самолетов превысил планку в 18 лет. Но это средний! В воздух поднимаются машины, которым давно за 30 - по авиационным меркам весьма преклонный возраст. Ведь не падают же каждую неделю самолеты в Германии, Франции, Италии - в большинстве европейских стран. Значит, дело не просто в ошибках пилотов или каком-то невиданном стечении обстоятельств - дело в системе.

Дмитрий Медведев предложил радикальную и совсем не либеральную меру - сократить количество российских авиакомпаний. После того, что произошло в Ярославле, ее реализация, судя по всему, будет ускорена. Но разве от этого парк воздушных судов серьезно обновится? Разве будут сданы в утиль самолеты, которые не взяла бы в парк ни одна уважающая себя западная авиакомпания? Скорее всего, они просто плавно «перетекут» под крыло авиамонополистов, которые, как показывает жизнь, своими прибылями озабочены больше, чем безопасностью пассажиров. Порядок и дисциплина там также в большом дефиците.

Россия изрядно поизносилась: у нас тонут корабли, рушатся электростанции, падают самолеты... И дальше, как предрекают эксперты, будет только хуже. Изменить ситуацию сможет лишь серьезная политическая воля и желание не просто разобраться в царящем во всех отраслях, включая авиацию, бардаке, но и навести там элементарный порядок. Пока же получается лишь кампанейщина и пустое сотрясание воздуха - да и то, как правило, лишь в первые дни после катастроф.

Ольга Рябинина

 

«Система образования и подготовки пилотов развалена!»

Эксперты считают, что авиаотраслью должны управлять специалисты, а не менеджеры со стороны

Валерий ШЕЛКОВНИКОВ, президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», член правления Всемирного фонда безопасности полетов. В авиации работает больше 40 лет, один из ведущих экспертов в области безопасности авиаперелетов:
- Если говорить о составе  авиапарка нашей страны, то в основном он представлен старыми и стареющими самолетами. Единственная компания, которая летает на новых зарубежных лайнерах, - это «Аэрофлот». Однако хочу подчеркнуть, что почти все авиакатастрофы последнего времени связаны не с техническими неисправностями, а с человеческим фактором! Вспомним трагедию в Петрозаводске. Там самолет был полностью исправен, двигатели работали, само судно было в хорошем состоянии. Но свою роль сыграла ошибка пилотов. Или авария с Ан-24 под Благовещенском: все системы работали, опять был типичный «человеческий фактор». Или трагедия с Ту-134 в Самаре - там прекрасный самолет, не было отказов в оборудовании. Но пилот не принял вовремя решение о заходе на второй круг, экипаж стал пытаться исправить ситуацию, когда было слишком поздно...

В общем, я не советую рубить сплеча и запрещать самолеты. Самолет может летать очень долго, если нормально его обслуживать и проводить вовремя модернизацию. Вот вам такой простой пример. В 2000 году вице-президент США Альберт Гор в своем докладе сказал, что больше 2500 американских самолетов близки к выработке ресурса или уже выработали свой ресурс. Но денег в стране на покупку новых самолетов не было, и тогда была придумана международная программа по использованию старых и стареющих воздушных судов. В итоге сейчас в Америке успешно летают самолеты даже 1970 года выпуска с частично замененным оборудованием.

Так что, как видите, не только наша страна встала перед проблемой стареющего авиа­парка, однако к решению этой проблемы совсем не обязательно подходить радикально. Вот Ан-12 упал на Дальнем Востоке, и его сразу запретили. А к примеру, у американцев есть самолет «Геркулес» - он один к одному наш Ан-12! Но они его доработали, заменили авионику и продлили срок эксплуатации самолетов этого типа до 2025 года. Или возьмем тот же Як-42. Этот самолет был запущен в производство в 1975 году, всего было сделано более 180 машин. Он надежен. Всего было зафиксировано 8 катастроф с Як-42, но почти все они произошли по вине летного состава. Фактически только первая катастрофа была связана с чисто техническими недоработками. После этого самолет на два года поставили «на прикол», часть конструкторов посадили, технические ошибки исправили, самолет довели до ума, и он стал хорошо летать...

Я считаю, надо не запрещать все подряд, а разрабатывать внятную, эффективную программу модернизации наших стареющих судов, восстанавливать нашу авиационную промышленность и, разумеется, повышать уровень подготовки нынешних пилотов!

Михаил МАРКОВ, заслуженный пилот РФ, летчик-испытатель, действующий пилот гражданской авиации, генеральный директор авиакомпании «Джет 2000»:
- Сегодня советская система подготовки летчиков в гражданской авиации развалена. Прежних летных училищ фактически не осталось. Часть училищ закрылась, часть - превратилась в вузы. В последних теперь по пять лет учат непонятно чему! В первую очередь ребятам не хватает практики. Налет всего 150 часов - это слишком мало. Получается, что выпускники этих вузов получают дипломы о высшем образовании, а летчики из них никакие! И уже авиакомпаниям приходится на своей базе создавать собственные центры обучения, подобие старых летных училищ. Приходят выпускники из вузов, а им говорят, что свой красный диплом они могут... спрятать куда подальше! Год их гоняют по аэродинамике, метеорологии, самолетовождению, радиосвязи, английскому языку и т. п. И только после этого из них может выйти какой-то толк...

Я считаю, государство сделало крупную ошибку, закрыв многие летные училища. К сожалению, системой стали управлять менеджеры. Во времена Бориса Ельцина пошла такая легенда, что менеджерам все равно, чем управлять - что атомной отраслью, что продажей пива. И вот мы теперь пожинаем плоды. И в атомной промышленности эти менеджеры чудят, и в авиационной. А я уверен, что системой должны управлять специалисты! В свое время у нас решили, что летчиков и так слишком много. Учебные заведения закрыли, образование и авиационную инфраструктуру развалили, и в итоге мы потеряли три поколения пилотов (у нас считается: одно летное поколение - это пять лет). И преодолеть этот разрыв очень тяжело.

Записала Юлия ЛИ

12.10.2015