Посчитали - прослезились!
Россиян пора заносить в Красную книгу
Итоги переписи подтвердили: страна движется к демографической катастрофе. Есть ли шансы ее избежать?
В конце 2011-го Росстат подвел окончательные итоги переписи населения, проведенной год назад. И эти результаты радостными никак не назовешь! Мы продолжаем неуклонно вымирать (за восемь лет население сократилось с 145,1 до 142,9 миллиона человек), все больше ощущается экономически губительный перекос в сторону старения населения и уменьшения числа граждан трудоспособного возраста. Последних за восемь лет стало на миллион меньше. Одновременно с этим число пенсионеров выросло на 6,5 процента, а вот число детей сократилось на 12 процентов! К сожалению, дальше ситуация будет только ухудшаться, предупреждают эксперты. Ведь очень скоро страна столкнется с последствиями демографической ямы периода перестройки и начала 90-х годов...
Идеал - три ребенка в семье
По словам экспертов, для преодоления кризиса нужно, чтобы большинство наших женщин рожало не меньше трех детей! Такие цифры в нынешних условиях кажутся нереальными - люди рады, если удается родить, прокормить и поднять на ноги хотя бы двух детей. А уж с учетом того, что у нас все больше россиян живет в городах, где не принято рожать много, да и проблемы с подходящей жилой площадью стоят острее, эта задача кажется вообще фантастической.
Традиционно большие семьи можно увидеть в сельской местности, однако именно село вымирает сейчас в первую очередь. По итогам переписи, за восемь лет число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тысячи, а больше 19 тысяч продолжают существовать лишь на бумаге. Реально там доживает свой век пара-тройка стариков. Молодежь бежит из неперспективной деревни и оседает в больших городах, где опять-таки из-за жилищной неустроенности не может себе позволить большую семью. При этом самую высокую убыль населения специалисты фиксируют в традиционной русской глубинке и на Дальнем Востоке, имеющем для нашей страны огромное стратегическое значение.
Толерантность - враг демографии
Стоит отметить, что огромную роль в нынешнем демографическом провале сыграли не только экономические катаклизмы бурных 90-х, но и наше ориентирование на западный образ жизни, бездумное перенимание самых плохих его культурных сторон. Главный упор сегодняшняя молодежь делает на успешную карьеру. Культ семьи в обществе утрачен, распространено внебрачное сожительство, число разводов - запредельное. Многие пары из эгоистических соображений вообще не хотят иметь детей. Ведь с рыночно-рациональной точки зрения ребенок невыгоден, так как не дает «пожить для себя».
Европа в последние десятилетия спохватилась и очень много внимания уделяет росту рождаемости и пропаганде семейных ценностей. Зато нам западные правозащитные фонды почему-то пытаются навязать совсем другое - например, принятие гомосексуализма как нормы. Только вот демография и толерантность рука об руку не идут.
Быть или не быть? Вот в чем вопрос
Именно общественное сознание, моральные ограничения и семейные установки имеют определяющее значение для создания положительной демографической ситуации. Например, в наших кавказских республиках наблюдается стабильный рост населения. Традиционный общественный уклад, запрет абортов, восприятие многодетной семьи как стандарта позволяют этим регионам быть лидерами по уровню рождаемости в России. Так, по данным переписи, в Северо-Кавказском федеральном округе население за восемь лет выросло с 8,9 до 9,4 миллиона человек. При этом почти во всех других округах страны, в том числе и в нашем Северо-Западном, наблюдалось уменьшение числа жителей! Еще одним исключением стал столичный Центральный округ. Однако в нем прирост населения происходит за счет миграции и втягивания в себя жителей других регионов, а не за счет высокой рождаемости среди коренного населения. Совсем другая ситуация на Кавказе, где уровень жизни низкий и наблюдается большой отток местных жителей на заработки в более благополучные места. А рост населения там остается самым высоким в стране!
Ученые убеждены: нам как воздух нужна грамотная программа по преодолению демографического кризиса. Это в прямом смысле вопрос выживания. Иначе всего через 80 лет мы рискуем перейти демографическую «точку невозвращения» и в итоге просто потерять свою страну.
Юлия ЛИ
Рисунок Василия Александрова
Цифры и факты
Без новых детей у страны нет будущего
Главный вывод, который можно сделать по итогам переписи: будущее России зависит от количества детей в наших семьях. С 2002 года ситуация в этом смысле изменилась мало. В городских семьях в основном один ребенок, в сельских - один-два. Очень мало семей с тремя детьми. А для восполнения популяции именно столько их и должно быть. В каждой семье. Иначе русским грозит постепенное вымирание.
Домохозяйства из 2 и более человек по числу детей моложе 18 лет, %
По данным Росстата
Беспощадная статистика
Мужчины в России живут меньше, чем в Либерии
Единственный путь спасения популяции - борьба с алкоголизмом
По некоторым демографическим параметрам у нас в последнее время - заметные улучшения. Например, после 2006 года Россия по рождаемости в Европе поднялась с 35-го места на 12-е! Так что демографическая программа властей сработала очень неплохо. Но…
В России сейчас рождаемость на уровне 1,6 ребенка на женщину (еще недавно она была на уровне 1,3). Для того чтобы Россия не вымирала, нужно этот показатель довести даже не до 2 детей на женщину, а до 3! Ведь сейчас нам придется столкнуться с демографической ямой, вызванной колоссальным, беспрецедентным обвалом рождаемости в 90-х годах. Даже последствия Великой Отечественной войны были не так масштабны! Это как выстрел из прошлого. Из-за этого дикого падения рождаемости у нас в ближайшие 15 лет в два раза сократится число женщин детородного возраста. Не было бы у нас этой демографической ямы, и, может быть, те показатели, которые мы наблюдаем сейчас, были бы терпимыми. Но в нынешней ситуации даже наметившиеся в последние годы демографические успехи просто недостаточны. Ориентация на трех детей в семье сегодня - не роскошь, а необходимость.
Отдельно хотел бы отметить острую проблему с высокой мужской смертностью в России. Еще недавно средняя продолжительность жизни наших мужчин была скандально низкой - меньше, чем в Таджикистане, Йемене и ряде африканских стран! Но за последние 6 лет ситуация вроде стала исправляться, и средняя продолжительность жизни российских мужчин поднялась с 58 до 64 лет. Рост заметный, но все равно наши мужчины живут скандально мало. В каком-нибудь Секторе Газа продолжительность жизни мужчин составляет 72 года, в Албании (одной из самых бедных стран Европы) - 74 года и т. д. А если рассматривать отдельно смертность мужчин трудоспособного возраста, то этот показатель в России находится на уровне тропической Африки, он все еще выше, чем даже в одной из самых отсталых стран мира - Нигере! Вот Либерия - самая нищая страна в мире, где 95 процентов населения живет меньше чем на доллар в день, - однако даже там смертность мужчин трудоспособного возраста почти в 2 раза меньше, чем в России! Ситуация в нашей стране постепенно выправляется: еще в 2005 году у нас умирало 467 мужчин на тысячу в трудоспособном возрасте, а сейчас уже 370 на тысячу. Однако показатель смертности мужчин трудоспособного возраста до сих пор в России - один из самых худших в мире. И одна из главных причин этого бедствия - крайне высокий уровень потребления алкогольных напитков и в особенности водки!
До сих пор Россия находится на первом месте по потреблению крепких алкогольных напитков на душу населения. Я считаю, нам уже давно пора внедрять алкогольную политику скандинавского типа. Есть два типа потребления алкоголя. Южный тип распространен в странах с древней культурой виноделия, где люди потребляют вино тысячелетиями, и там уже сложилась система сдержек и противовесов. Там пьют для того, чтобы хорошо провести время. А есть страшный тип потребления алкоголя - северный. Тут характерно потребление именно крепких алкогольных напитков и пьют, как правило, не просто чтобы посидеть за столом, а именно довести себя до состояния алкогольного опьянения. И в этой ситуации, я считаю, России надо перенять опыт северных стран, у которых тоже были огромные проблемы с алкоголизмом и его губительным влиянием на демографию.
Наиболее эффективно, хоть это и неприятно звучит, ограничить доступность алкоголя во времени, пространстве и экономически. У нас делаются шаги в правильном направлении. Например, запрет продажи крепкого алкоголя ночью. Но часы для продажи алкоголя надо еще больше сузить. Нежелательно продавать любой алкоголь до 11 часов утра! Иначе выпивающие люди поддаются соблазну опохмелиться, а это шаг к запою, который, как отлично знают наркологи, обычно и начинается с «опохмела». Поэтому в северных странах Европы алкоголь до 11 утра не продают, в Скандинавии также запрещена продажа крепких алкогольных напитков по воскресеньям, в праздничные дни и в субботу после 16 часов. Следующий шаг - ограничения продажи алкоголя в пространстве. Например, в Норвегии всего 147 торговых точек, имеющих право торговать крепкими алкогольными напитками. Для сравнения: на одну Московскую область приходится 20 000 точек, имеющих право торговать алкогольными напитками!
Наконец, царица всех мер - ценовое ограничение доступности алкоголя. Противники этого приводят стандартный аргумент, мол, если повысить цену, народ будет гнать самогон, увеличится нелегальное производство, контрабанда... Однако опыт показывает, что, несмотря на эти проблемы, положительный эффект от ценового ограничения на продажу алкоголя просто несоизмеримо больше! И во всех странах, где вводили эти меры, был положительный демографический эффект, везде это приводило к очень заметному снижению смертности. Примерами здесь могут служить и скандинавские страны, и Польша… Классический пример - время правления Горбачева. Можно много спорить о роли Горбачева в отечественной истории, но факт остается фактом - когда он снизил доступность алкоголя, сразу снизилась смертность. Российские мужчины никогда не жили так долго, как при Горбачеве! Так что серьезное сокращение доступности спиртных напитков приводит к спасению миллионов человеческих жизней.
Андрей КОРОТАЕВ,
демограф (специалист по математическому моделированию в области демографии), социолог, доктор исторических наук, заведующий кафедрой современного Востока факультета истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета, координатор проекта Президиума РАН «Комплексный системный анализ и моделирование мировой динамики»
Требуются реформы
Нужно осваивать регионы, а не расширять Москву!
Не будет никакой демографии без Крайнего Севера и Дальнего Востока
Результаты переписи населения зафиксировали деградационные тенденции в российской демографии. Они, по сути, запрограммированы той социально-политической моделью, которая реализуется последние 25 лет. Ее можно назвать экстремистско-либеральной, фактически колониальной. И к сожалению, стремительное убывание населения является с точки зрения этой модели не катастрофой, а закономерным следствием. Ведь для обслуживания «трубы» достаточно меньшего количества населения - где-то 70 - 100 миллионов человек.
Меры, чтобы исправить ситуацию, должны быть самые неординарные, потому что обычными доплатами, небольшим вспомоществованием многодетным семьям мы, как показывает опыт, ничего не решим. На мой взгляд, метод тут, по сути, только один - переход к обществу развития, кардинальный, форсированный подъем всех сторон жизни в стране.
Общество развития - это прежде всего крупная, многопоколенная семья. Сегодня примерно у 15 процентов населения в семьях трое детей и больше, а должно быть минимум у 40 - 50 процентов населения! Трехдетная семья должна стать нормой и стандартом. Все на это должно работать: от пропаганды в государственных СМИ до социальной политики.
Второй важный момент общества развития - это ставка на новый технологический уклад, развитие промышленности и восстановление всех базовых сфер труда. Авиапром, машиностроение в целом, станкостроение… Казалось бы, как связаны между собой авиапром и демография?! Если мы не начнем восстанавливать собственное передовое производство, то с точки зрения демографии наши мужчины будут себя чувствовать потерянными в жизни и не смогут стать опорой для женщины, чтобы она в радость свободно рожала трех и более детей. С тем же авиапромом связано несколько миллионов человек, которые работают как в прямой сборке, так и в обслуживающих отраслях. Поэтому промышленность и демография жестко завязаны друг на друге и даже могут, с понятными оговорками, измеряться в конкретных человекопотерях! Например, закупка пятидесяти «Боингов» в прошлом году (такое соглашение было подписано на встрече Медведева и Обамы) - это с точки зрения 20 лет «неразвития» нашей отечественной авиации как минимум потеря двух миллионов человек в России!
Третий момент - возвращение государства во все свои регионы, в том числе на Крайний Север и Дальний Восток. Без такого возвращения наша страна все больше превращается в одну гипертрофированную Москву. И в этом плане недавнее решение о расширении границ Москвы в 2,6 раза - это убийство российской демографии! Москва и сегодня вытягивает из регионов огромное количество нашей молодежи, но, приехав туда, молодые люди перестают ориентироваться на большую семью и в половине случаев либо не рожают детей, либо рожают только одного ребенка! К сожалению, Москва в демографическом плане становится гигантским гетто для бездетных и потому потерянных молодых людей.
Наконец, один из самых важных вопросов для демографии - строительство реально доступного жилья. Дом - это не роскошь, это то, что государство должно давать при создании семьи «по умолчанию». Единственное сегодня реальное препятствие на пути градостроительной революции состоит в том, что гигантские деньги выделяются тем, кто не выдает никаких результатов в плане градостроительства. Нужно не обслуживать элитные рынки жилья, а строить в десятки раз больше квартир для молодых семей!
Юрий КРУПНОВ,
председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития