Неожиданный поворот
Что осталось в космической тени?
Руководитель Роскосмоса предположил, что сбои при запусках наших аппаратов могут быть связаны с внешним воздействием
На минувшей неделе глава Роскосмоса Владимир Поповкин высказал предположение, что преследующие в последнее время отечественную космонавтику неудачи могут быть связаны в том числе и с посторонним (читай - американским) вмешательством. Напомним, в прошлом году из 33 российских космических запусков пять окончились провалом!
В феврале не вышел на нужную орбиту геодезический спутник военного назначения «Гео-ИК-2», в августе произошли аварии с «Экспресс?АМ4» (он должен был стать самым мощным российским телекоммуникационным спутником) и с космическим грузовиком «Прогресс» (он доставлял оборудование на МКС). Недолго длился полет марсианского «Фобос-Грунта» - нашей надежды на освоение дальнего космоса. А в декабре через несколько минут после запуска рухнул военный спутник «Меридиан?5»! Эта череда громких катастроф нанесла российской космонавтике огромный репутационный вред. И как назло, как раз в тот год, когда мы должны чувствовать себя триумфаторами, - ведь в 2011?м страна отмечала полувековой юбилей полета Юрия Гагарина!
Владимир Поповкин, признавая глубокий кризис в космической отрасли, связанный с потерей кадров и разрывом технологических цепочек в 90-е годы, предположил, что дело не только в этом.
- Сегодня нет ясности, почему не запустилась двигательная установка «Фобос-Грунта». Непонятны также частые сбои с нашими аппаратами в тот период, когда они летят над теневой для России стороной Земли - там, где мы не видим аппарат и не принимаем с него телеметрию, - заявил он. - Не хочется никого обвинять, но сегодня есть очень мощные средства воздействия на космические аппараты, возможности применения которых нельзя исключать.
Либеральные СМИ тут же принялись обвинять Поповкина в том, что он пытается скинуть закономерные космические провалы (а каких успехов, дескать, можно ждать от «кровавого путинского режима»?) на происки каких-то внешних врагов. Конечно, все понимают, что основная причина злоключений кроется именно в проблемах отрасли, в нехватке квалифицированных кадров, в ухудшении качества ряда деталей, которые производит наша промышленность. Однако очевидно и другое - успехи России в космосе для американцев действительно как кость в горле!
Наша страна в конце нулевых упрочила свои позиции после того, как ушли на покой американские «шаттлы». Теперь космонавтов на МКС возят только наши сравнительно простые, зато работающие как часы «Союзы». А это не только престиж, но и большие деньги! В США сложившейся ситуацией многие недовольны. Говорят и пишут о том, что «почивший СССР после смерти одержал еще одну космическую победу». Разработанный нами «Союз» оказался понадежнее сложных американских кораблей.
Увы, в остальных сферах космонавтики мы уже давно в роли догоняющих. Тот же самый Поповкин на Петербургском экономическом форуме отметил, что в обороте всего космического бизнеса (а это около 300 миллиардов долларов в год) «доля России как-то несправедливо мала».
- Нас, как первопроходцев космоса, такая ситуация не устраивает, и сейчас созданы все предпосылки, чтобы заставить других, так сказать, немножко подвинуться! - заявил тогда глава Роскосмоса.
Но кому же хочется двигаться?! Вот и возникают время от времени у экспертов мысли, что наши оглушительные провалы в юбилейный год неслучайны. Что падают почему-то аппараты, связанные с российскими амбициозными проектами, а вот иностранные спутники (мы их запускаем за деньги) всегда взлетают удачно. Хотя технику для запуска вроде бы используем одну и ту же...
Впрочем, говорить о совпадениях и кивать на «теневую сторону Земли» бесполезно. Обоснованны эти подозрения или нет, но в любом случае нужно восстанавливать слежение за нашими космическими объектами по всей планете, раз уж так велико «слепое окно», во время которого наши спутники находятся на другой стороне Земли и мы не можем их наблюдать при помощи российских станций. Во времена СССР у нас были специальные мобильные пункты слежения и контроля, а сейчас все утрачено.
Но в первую очередь, как считают эксперты, надо восстанавливать кадровый потенциал нашей космонавтики, привлекать талантливую молодежь достойной зарплатой и перспективами. В противном случае очень быстро потеряем даже то, что есть. И никакая подножка «теневых конкурентов» не понадобится! Сами упадем.
Юлия Ли