Новые технологии

Электронный гранит науки

Петербургские школьники опробовали дисплейные учебники

До чего техника дошла! Вместо набора традиционных бумажных учебников школьники берут теперь с собой на учебу специальный ридер (электронное устройство для чтения книг), в котором собраны учебные пособия по всем нужным предметам и огромная библиотека дополнительной литературы. По инициативе Министерства образования в четырех петербургских школах проводят эксперимент - внедряют электронные учебники. Самый важный плюс такого новшества, как отмечают специалисты, в том, что ридеры позволяют разгрузить ученические портфели. А ведь почти у 70 процентов школьников вес ранца превышает установленную норму! Однако смогут ли дисплейные устройства полностью заменить настоящую книгу - большой вопрос.

 



Береги учебник как зеницу ока!


Понаблюдать, как проходит эксперимент, корреспонденты «Смены» смогли в лицее № 64 Приморского района. Здесь шестые классы уже около трех месяцев учатся по новым учебникам. Ребята, как только узнали про ридеры, конечно, обрадовались, а вот у родителей возникло множество сомнений. Мало того что ридеры, если верить слухам, опасны для глаз ребенка, так еще и материальную ответственность за выданные электронные устройства нужно нести! А ведь стоит такой учебник около 12 тысяч рублей.
- Но мы проводили разъяснительные родительские собрания и в итоге со всеми смогли заключить договор, - рассказывает директор лицея Галина Иванова. - В принципе, электронные учебники для нас - это уже не новость. Потому что сейчас у многих детей дома есть подобные ридеры. Но для школы в целом это новый виток. Нужно было подготовить к этому и учителей, которые прошли специальные курсы, и родителей. С ними мы заключили договор о правовых обязанностях сторон. В нем говорится о необходимости бережного отношения к выданным во временное пользование учебным пособиям, о правилах пользования, о материальной ответственности. И я считаю, это очень правильно с точки зрения воспитательной работы. Это прививает учащимся ответственное отношение к государственному имуществу. Ведь дети должны будут передать эти ридеры следующим шестым классам.
Пока такая стратегия дает свои результаты. За два месяца еще ни один электронный учебник в школе не сломался и не потерялся. А один шестиклассник признался нам на перемене, что папа обещал ему «шею намылить и на несколько месяцев оставить без новых игр», если сын «посеет» учебный ридер.


Внимание на текст
В свою очередь компьютерщики заверяют, что для глаз ребенка электронный учебник не вреднее обычной книги.
- Данный вид устройств использует технологию электронных чернил, которая по степени безопасности для глаз приравнена СанПиНами к работе с книгой, - говорит Николай Гриненко, заместитель директора лицея по информационным технологиям. - Человек привык работать в отраженном свете. Вот на книгу падает свет, мы видим буквы и читаем. Почему так вреден монитор? Потому что он сам светится, а это сильнее напрягает глаза, это не­естественно для человека, для его восприятия. Поэтому и появились санитарные ограничения, по которым детям разрешено только 10 - 15 минут непрерывно работать за монитором. А в ридере, который используют наши учащиеся, такого нет. Здесь вы работаете именно с книгой. Но пока у этой технологии, к сожалению, свои ограничения. Главное из них - наши ридеры черно-белые, а не цветные.
Учителя отмечают, что неполноцветность - это основной недостаток новых электронных учебных пособий. Так, Ирина Агаркова, классный руководитель 6 «а» класса лицея № 64, замечает, что для ее предметов (биология и география) черно-белые учебники крайне неудобны.
- Содержание обыкновенных учебников по географии и биологии построено на цветовой гамме, - объясняет она. - Ведь надо показать определенный процесс в изображениях, схемах, таблицах. А когда схема не цветная, материал хуже усваивается и запоминается. Приходится пользоваться на уроке мультимедийным проектором.
С другой стороны, этот недостаток электронного учебника неожиданно дал один важный положительный эффект. Специалисты говорят, что ребята стали больше приобщаться к чтению и интересоваться именно текстом. Ведь сейчас многие дети читают очень мало - для восприятия им нужна красивая картинка, желательно движущаяся, появилось даже такое понятие, как клиповое сознание. А отсутствие в ридере ярких картинок учит детей сосредотачиваться именно на тексте.

Подальше от соблазнов
Крутим в руках электронный учебник. Навигация удобная и понятная. Помимо учебников и классической литературы находим еще и англо-русский словарь, программу для рисования, блокнот для записей и несколько игр. Кстати, родители - все как один - просят игры из учебных пособий убрать. Мол, это лишний соблазн.
- Для учебы это, конечно, плохо, - соглашается с этим мнением ученица 6 «а» Екатерина Присяжнюк. - У нас один мальчик все время на уроках по русскому языку пытается в «змейку» играть. Зато на переменах стали меньше дурачиться! Сидят, играют…
- Но работать в ридере очень удобно, - тут же добавляет другая шестиклассница, Арина Сутайкина. - Искать нужное место можно по определенным словам, а еще тут много литературы. Я вот прочитала «О первой любви» Максима Горького…
В этот момент начинается урок. Учительница сразу же предупреждает детей, чтобы они готовились к письменному опросу по пройденной теме, и вот тут мы начинаем понимать, почему многие школьники продолжают таскать с собой на уроки обычные бумажные учебники. Не только из-за более удобных цветных схем и картинок…
- Закрыли ридеры, положили на край парты! - строго говорит Ирина Агаркова.
Дети завершают работу на электронном устройстве, но некоторые находчивые ученики на задних партах прячут бумажный учебник у себя на коленях. Оказывается, с него списывать намного сподручнее. Да, тут высокие технологии бессильны!

Юлия Ли
Фото Святослава Акимова

12.10.2015