О главном

«Настоящая демократия не создается одномоментно»

Владимир Путин рассказал, как государство будет меняться
вслед за меняющимся обществом


Председатель правительства России на минувшей неделе продолжил серию авторских статей, в которых излагается его взгляд на важнейшие проблемы российского общества. На этот раз Путин обратился к самой актуальной и острой теме и поразмышлял о «Демократии и качестве государства» - именно так озаглавлена четвертая по счету его статья. Расширить участие граждан в управлении страной, чаще проводить общественное обсуждение законопроектов, оценивать работу полицейских и руководителей ЖКХ через выборы и референдумы на местном уровне - вот лишь некоторые из инициатив Владимира Путина.

О свойствах демократии
«Настоящая демократия не создается одномоментно, не копируется по внешнему образцу. Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов. Чтобы большинство людей почувствовали себя гражданами, готовы были бы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в процессе управления. Другими словами, демократия работает там, где люди готовы в нее что-то вкладывать».

О «лихих 90-х»
«В начале 90-х годов наше общество было воодушевлено идущим на глазах распадом советской однопартийной, командно-административной системы. Переходом к близкому, казалось, народо­властию. Тем более что образцы цивилизованной, зрелой демократии были совсем рядом - в США и странах Западной Европы. Однако введение демократических форм государства принесло практически сразу же остановку необходимых экономических реформ, а чуть позже - сами эти формы оказались оккупированы местными и центральными олигархическими элитами, беззастенчиво использующими государство в своих интересах, делящими общенародное достояние».

О подмене ценностей
«В результате в 90-е годы под флагом воцарения демократии мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений. Не новое качество жизни, а огромные социальные издержки. Не справедливое и свободное общество, а произвол самоназначенных «элит», откровенно пренебрегавших интересами простых людей. Все это «отравило» переход России к демократии и рыночной экономике - устойчивым недоверием большой части населения к самим этим понятиям, нежеланием участвовать в общественной жизни.
Русский философ, правовед Павел Новгородцев еще в начале прошлого века предупреждал: «Нередко думают, что провозглашение всяких свобод и всеобщего избирательного права имеет само по себе некоторую чудесную силу направлять жизнь на новые пути. На самом деле то, что в таких случаях водворяется в жизни, обычно оказывается не демократией, а смотря по обороту событий, или олигархией, или анархией».
Мы в 90-х годах столкнулись и с анархией, и с олигархией. Этот период был буквально пронизан кризисом ответственного государственного мышления. Было бы наивно связывать его причины только с корыстными действиями олигархов и недобросовестных чиновников. К началу 90-х наше общество состояло из людей, освободившихся от коммунизма, но еще не научившихся быть хозяевами своей судьбы, привыкших ждать милостей от государства, зачастую предававшихся иллюзиям и не умевших противостоять манипулированию. Поэтому и в экономической, и в политической жизни до поры срабатывал порочный принцип «кто смел, тот и съел».

О среднем классе
«Сегодня наше общество совсем другое, чем в начале 2000-х годов. Многие люди становятся более обеспеченными, более образованными и более требовательными. Изменившиеся требования к власти, выход среднего класса из узкого мирка строительства собственного благосостояния - это результат наших усилий. Мы на это работали».

О настоящей политике
«Уверен, нам не нужны балаган и соревнование в раздаче необеспеченных обещаний. Нам не нужна ситуация, когда демократия сводится к вывеске, когда за «народо­властие» выдается разовое развлекательное политическое шоу и кастинг кандидатов, где содержательный смысл выхолащивается эпатажными заявлениями и взаимными обвинениями. А настоящая политика - уходит в тень закулисных сделок и решений, которые ни с каким избирателем не обсуждаются в принципе. Вот такого тупика, соблазна «упростить политику», создать фиктивную демократию «на потребу» - мы должны избежать».

Об «обратной связи»
«Демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи». А что есть «обратная связь» на практике? Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля. Прежде всего, это - общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения».

О народных инициативах
«В этой связи предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в Интернете. Похожая практика действует, например, в Великобритании. Разумеется, для этого анонимный Интернет не годится - хотя в других случаях он помогает выявлять настроения общества. Нужно будет разработать порядок официальной регистрации тех, кто хочет стать участником такой системы».

О роли Интернета
«Интернет-демократия дол­жна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии. Особенно широкое применение она должна получить на муниципальном и региональном уровне. В каждом муниципалитете должны проходить не только прямые выборы глав и депутатов муниципального собрания. Оценку народа должны получать и другие чиновники, занимающие ключевые должности».

Об информационной открытости
«Нужно точнее нацелить проект «электронного правительства» на нужды и запросы граждан. Максимально полно раскрыть информацию о деятельности органов государственной и муниципальной власти. Через электронные технологии сделать государственный механизм понятным и доступным для общества».

О местном самоуправлении
«Демократия большого государства складывается из «демократии малых пространств». Местное само­управление - это школа ответственности граждан. В то же время это - «профессионально-политическое училище», которое формирует ключевые компетенции начинающего политика: способность договариваться с разными социальными и профессиональными группами, понятно доносить свои идеи до людей, защищать права и интересы своих избирателей».

О выборах губернаторов
«Сегодня, на новом этапе развития, мы возвращаемся к прямым выборам губернаторов. При этом за президентом страны останутся инструменты контроля и реагирования, в том числе право отстранения от должности губернатора. Это обеспечит сбалансированное сочетание децентрализации и централизации. Центр должен уметь отдавать и перераспределять полномочия».

О федерализме
«Стране необходим сильный, дееспособный, пользующийся уважением федеральный центр - ключевой политический стабилизатор баланса межрегиональных, межэтнических и межрелигиозных отношений. При этом наша историческая задача - в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма, создать стимулы для деятельного, активного развития всех регионов страны».

О коррупции
«Есть исторический соблазн победить коррупцию путем репрессий - борьба с коррупцией, безусловно, предполагает применение репрессивных мер. Тем не менее проблема здесь принципиально глубже. Это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства и проблема мотивации чиновников - людей на службе государства».

О контроле за расходами чиновников
«Предлагаю выделить коррупционно опасные должности - как в аппарате исполнительной власти, так и в менеджменте госкорпораций. Занимающий их чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи. Включить в рассмотрение еще и такие вопросы, как место фактического проживания, источники оплаты отдыха и пр. Здесь полезно посмотреть на антикоррупционные практики стран Европы - они умеют отслеживать такие вещи».

О защите прав граждан
«Общественные объединения получат право подавать судебные иски в защиту интересов своих участников. Это даст возможность гражданину отстаивать свои права, например, спорить с губернатором не в одиночку, а от лица крупной общественной организации. Мы расширим сферу применения коллективных исков, которые могут предъявлять граждане».

О судебной реформе
«В системе арбитражных судов сегодня создана единая, открытая, доступная база всех судебных решений. Мы должны создать такую базу и в системе судов общей юрисдикции. Надо подумать о возможности интернет-трансляции судебных заседаний и публикации стенографических отчетов о них. Сразу будет видно, кто как работает. Какие решения принимают по аналогичным делам, но с разным составом участников. Где мотивировка судьи продиктована не совсем понятной и прозрачной логикой. Кроме того, своеобразный элемент «прецедентного права» послужит фактором непрерывного совершенствования суда».

Подготовила
Юлия Фролова

 

Комментарии политологов


Сергей ЛИСОВСКИЙ,
политолог, общественный деятель:
«Идеологический вакуум восполнен»
- Демократия старого типа терпит крах. Наступает новое время, общество проходит определенный водораздел. В своей статье Владимир Путин как раз и говорит об этом. Он как бы «сбивает окалину» с формального подхода в понимании демократии и показывает ее с точки зрения содержательного подхода - настоящего народовластия.
Жаль, что Путин не выступал регулярно с такими статьями с 2000 года. Они в какой-то мере восполняют идеологический вакуум, существующий в России. Владимир Владимирович четко заявил о необходимости формирования нового управленческого звена, о самом управлении как теории, без которой не сможет развиваться государство. Очень хорошо, что в статье акцентируется внимание на необходимости более четкой работы в «информационном обществе» и быстрого реагирования на нужды людей через систему «электронного правительства». Обозначены фундаментальные ценности - единство России, русский язык, русская культура как стратегические интеграторы нашего государства. Путин пытается найти для России оптимальный баланс: центр - регионы, государственное - частное, самоуправление - волюнтаризм, целостность - сепаратизм.
Особенно отрадно, что Путин пригвоздил «дикий капитализм» 90-х годов, когда олигархи грабили государство.
Есть у меня и некоторые вопросы к статье. Она написана с позиции интересов городского жителя, и в ней не говорится о жителях села, для которых главное не демократия как таковая, а работа. Хотелось бы услышать размышления Владимира Путина о развитии аграрного сектора и проблемах экологической и продовольственной безопасности.

Яков ЕВГЛЕВСКИЙ,
политолог, историк:
«Власть начала мыслить концептуально»
- В своих предыдущих статьях Владимир Путин уже коснулся политических и геополитических проблем, национального вопроса, уделил немало внимания экономике. Появление этих публикаций свидетельствует о том, что нынешнее руководство России впервые за 20 лет начинает мыслить концептуально и стратегически. Надеюсь, они станут толчком к созданию здравой национальной идеологии, о необходимости которой говорили еще в 1990-е...
В статье Владимира Путина о демократии я бы выделил несколько важных моментов. Прежде всего мне пришелся по душе анализ 1990-х годов. Действительно, люди, сбросившие со своих плеч коммунистический деспотизм, испытали эйфорию. Многие рассчитывали, что рынок и демократия все расставят по местам, а движение к лучшему будет таким же естественным, как смена времен года. Реальность опрокинула эти иллюзии. Однако этот период, на мой взгляд, все же был неизбежен.
Замечу, что в этой части статьи мне не хватило рассуждений об особенностях первоначального накопления капитала в России. Это был своеобразный период нашей истории: у нас напрочь отсутствовал государственный контроль, что было в Европе XV - XVI веков, когда она проходила тот же период.
Еще один важный вывод, содержащийся в статье, - резкое «взросление» среднего класса. Он пополняется за счет молодежи 20 - 25 лет, которая сегодня и начала выходить на улицы. В 1990-е все было по-другому - бунтовали в основном прокоммунистически настроенные пенсионеры. К сожалению, «взросление» среднего класса опередило развитие государства, которое по-прежнему управляется бюрократическими, косными методами. Может быть, это было неплохо для людей с патерналистским сознанием, полагающихся на «гражданина начальника», но совершенно не подходит для раскомплексованного непоротого поколения 1990 - 2000-х годов, которое знает о тоталитарной диктатуре лишь понаслышке.
Наконец, важны мысли Путина о партиях - нам нужно создавать конкурентную среду. Политический климат, как и инвестиционный, должен постоянно совершенствоваться. В то же время не стоит преувеличивать роль партий в государстве, ведь по-настоящему многопартийная система в России еще не сформировалась.
Напоследок - несколько мыслей о коррупции и борьбе с ней. Так сложилось, что в России народ всегда добродушно относился к преступлениям денежного характера. Более того, люди, которые побывали на высоких должностях и не набили себе карманы, почему-то считались не героями, а глупцами. Так что борьбу с коррупцией следует, на мой взгляд, начинать с работы с народным сознанием.
 

Записала
Ольга Рябинина

12.10.2015